Поисковики крадут вашу память

Психолог из Колумбийского университета Бетси Спарроу совместно со своими коллегами из Гарварда провела серию тестов и доказала, что интернет-поиск потихоньку начинает заменять людям память.

Как поясняет Спарроу, Интернет к настоящему времени стал основной формой того, что психологи называют «транзактивная память» (вид памяти, когда нужные сведения хранятся не «в собственной голове» человека, а где-то «снаружи», но человек при этом знает, как можно получить доступ к этим сведениям). Стоит подчеркнуть, что в самом этом явлении нет ничего нового, ведь люди всегда пользовались какими-то сторонними источниками, например, опытом окружающих и т.п. Настораживает здесь другое — то, что люди, фактически, рассматривают Интернет как замену собственной памяти.

В серии проведенных учеными экспериментов можно выделить два наиболее наглядных.

В ходе одного из них испытуемым дали ознакомиться с серией утверждений общего характера. При этом испытуемых предупредили, какие из этих утверждений будут недоступны впоследствии, а какие можно будет найти (например, с помощью поисковой системы). Как показали результаты, люди гораздо лучше запоминают ту информацию, которая в дальнейшем будет им недоступна, нежели ту, которая может быть доступна с помощью поиска.

В ходе другого эксперимента испытуемым давали ознакомиться с аналогичными утверждениями, однако вариантов предупреждений было больше. Об одной части фактов испытуемым было известно, что их можно найти (без точного указания, где именно), о другой части — что их можно отыскать в каком-то конкретном месте, а о третьей — что они будут удалены и более недоступны. Результат оказался аналогичным: хорошо запомнилось только то, что, по мнению испытуемых, впоследствии будет недоступно.

Спарроу не видит во всем этом ничего плохого и даже полагает, что имеет смысл учесть результаты данного исследования в образовательной деятельности. Как полагает психолог, в процессе обучения имеет смысл уделять больше внимания пониманию идей, а также способов мышления, нежели фокусироваться на запоминании. В результате учащиеся будут меньше перегружены фактами, зато у них будет получше с пониманием.

Хотя в этом, несомненно, есть и рациональное зерно, нельзя не отметить, что общая тенденция «облегчать жизнь учащимся» наблюдается в Штатах довольно давно — как минимум, с первой половины прошлого столетия. С конца 20-х гг в американские психологи продвигали идею о том, что в школе не место «излишней академичности». Но итогом стало то, что при росте федерального финансирования начального и среднего образования, качество обучения упало в разы.

Таким образом, и предложение ученых переложить функции запоминания на Google может в конечном итоге выйти боком. Подобный подход также не учитывает того факта, что та или иная информация внезапно может стать недоступной — ведь вечных интернет-проектов просто не существует. Наконец, не совсем понятно, как смогут жить и работать жертвы подобных образовательных методик в случае тех или иных проблем с доступом к Сети.

Напомним, что ранее «убийцами памяти» были названы не только поисковики, но и блоги, а также сам гипертекст.

Подготовлено по материалам: webplanet.ru

Категории: Бизнес