Главные события 2011 года в ИТ-сфере

Торжество и траур Apple, укрепившей свое могущество и лишившейся идейного вдохновителя компании, явный успех платформы Android и спорный дебют соцсети Google+, неожиданные многомиллиардные сделки и долгожданные IPO стали самыми значимыми хайтек-событиями уходящего года

Прошедший 2011 год по насыщенности важными новостями из мира высоких технологий ничуть не уступал предшественникам. Торжество и траур Apple, укрепившей свое могущество и лишившейся идейного вдохновителя компании, явный успех платформы Android и спорный дебют соцсети Google+, неожиданные многомиллиардные сделки и долгожданные IPO стали самыми значимыми хайтек-событиями уходящего года по мнению корреспондентов РИА Новости.

1. Apple без Джобса

Завершающийся год стал для Apple — самой дорогой IT-корпорации мира — временем триумфа и горечи одновременно. Компания, отметившая в апреле 35-летний юбилей, прочно утвердилась на вершине высокотехнологического Олимпа, но потеряла идейного лидера, которому была обязана — по крайней мере, в сознании масс — всеми своими успехами.

Уход Стива Джобса от прямого руководства Apple в августе был событием вполне ожидаемым, учитывая его давнюю болезнь, однако эмоционально затронул весь мир. А полтора месяца спустя кончина Джобса стала настоящим шоком для миллионов фанатов яблочной марки и почитателей маркетингового гения человека, серьезно повлиявшего на облик современной хайтек-индустрии.

Хотя инвесторы Apple пережили эти события достаточно спокойно, споры о перспективах долгосрочного развития компании идут до сих пор. А первая официальная биография Джобса, в создании которой выдающийся изобретатель и бизнесмен принимал непосредственное участие, стала мировым бестселлером.

2. Новый iPhone в старой шкуре

После анонса первой версии iPhone каждый год рынок находится в предвкушении новой модели самого популярного в мире смартфона. Прошедший 2011-й не стал исключением: неофициальные сообщения об особенностях аппарата нового поколения, которые зачастую противоречили друг другу, стали появляться задолго до лета, когда по традиции начинались продажи обновленной модели смартфона.

Однако в прошедшем году Apple изменила устоявшемуся графику — iPhone 4S был представлен лишь в начале октября. И что стало еще большим разочарованием для поклонников Apple — новый аппарат оказался лишь модернизированной версией прошлогоднего iPhone 4, внешне от него почти неотличимой. Тем не менее, мощный двухъядерный процессор, система голосового управления Siri и, самое главное, грамотный маркетинг Apple уже сделали iPhone 4S бестселлером — за первые три дня продаж в странах первой волны смартфон разошелся тиражом более четырех миллионов устройств.

3. Патентные войны

Прошедший год ознаменовался не только яркими новинками в сегментах смартфонов и планшетных компьютеров, но и масштабной патентной войной между двумя крупнейшими производителями подобной техники — Apple и Samsung. Конфликт развязала американская компания, обвинившая весной южнокорейского конкурента в «раболепном» копировании технологий и дизайна iPhone и iPad. Samsung ответила исками, уличающими Apple в незаконном использовании ряда технологий. В итоге, к концу года компании подали друг против друга более 30 исков в суды разных стран по всему миру.

Пока юристы Apple действуют успешнее. Если в Австралии корейский производитель смог после долгих прений отыграть право начать продажи планшетов до новогодних праздников, то в Германии вывод на рынок планшетов Galaxy Tab не гарантирует даже спешное изменение дизайна флагманской модели специально для продаж на территории страны.

Масштабное противостояние Apple и Samsung стало отнюдь не единственной патентной битвой года. Судебные иски, в которых участвовали крупнейшие игроки индустрии Google, Oracle, HTC, Motorola и многие другие корпорации, сделали хайтек-патенты реальной ценностью. Не случайно столько внимания было приковано к патентному аукциону обанкротившейся компании Nortel, за активы которой разгорелась нешуточная битва с участием Google, Microsoft и Apple.

4. Android шагает по миру

За прошедший год определился безоговорочный лидер среди платформ для смартфонов — им стала операционная система Google Android. По данным аналитической компании Gartner, из 115 миллионов смартфонов, проданных по всему миру в третьем квартале, Android был установлен более чем на половине аппаратов.

Последний год разработчики Android потратили на борьбу с «родовыми» проблемами операционной системы — представленный в октябре Android 4.0 уменьшил влияние фрагментации платформы, которая осложняет написание приложений для огромного спектра устройств, базирующихся на мобильном решении Google.

Лидеры рынка мобильных устройств Android и iOS увеличивают рыночную долю за счет менее удачливых игроков. Речь идет о Nokia и RIM с операционными системами Symbian и BlackBerry OS соответственно. Обе эти компании ныне пытаются повысить свою конкурентоспобность за счет смены программных платформ, но особого успеха на этом поприще пока не достигли.

5. Google+ против Facebook

В конце июня компания Google наконец запустила собственную социальную сеть Google+, о которой в интернете давно гуляли разнообразные слухи и которую аналитики тут же окрестили главным конкурентом Facebook. Хотя до сентября зарегистрироваться в Google+ можно было только по приглашению, темпы роста числа пользователей соцсети в десятки раз опередили аналогичные дебютные показатели Facebook и Twitter.

Google+ принесла с собой ряд интересных новаций, что вызвало мгновенную ответную реакцию со стороны Facebook. Буквально через неделю после анонса конкурента администрация крупнейшей в мире соцсети начала запуск новых функций, призванных минимизировать различия между ресурсами. Например, необычному способу Google+ объединения друзей в круги Facebook противопоставила новые настройки приватности и автоматическое объединение друзей по группам, а групповым видеовстречам — функцию видеозвонков, разработанную в партнерстве со Skype.

В итоге к концу года гегемония Facebook, аудитория которой превышает 800 миллионов человек, пока остается неоспроримой. Google+, по данным на октябрь, может похвастаться лишь преодолением отметки в 40 миллионов пользователей.

6. Интернет выходит на биржу

Несмотря на относительно неблагоприятную ситуацию на фондовом рынке США, прошедший год ознаменовался чередой первичных публичных размещений акций (IPO) популярных онлайн-сервисов на американских биржах. Подогреваемый СМИ интерес инвесторов к акциям интернет-компаний сыграл на руку последним — оценку в несколько миллиардов долларов смогли получить как компании со стабильными финансовыми показателями, так и низкоприбыльные сервисы, бизнес-модель которых находится под вопросом.

На этом фоне IPO соцсети LinkedIn, организаторы которого неоднократно подвергались критике за недооценку компании, выглядит наиболее стабильно. LinkedIn разместилась на нью-йоркской бирже в мае по цене 45 долларов, однако в первый же день стоимость акций удвоилась и с тех пор ни разу не падала до уровня размещения.

Размещение «Яндекса» — первое за последние пять лет IPO российской компании на NASDAQ — большинство экспертов признали успешным. Торги акциями компании начались в конце мая, стоимость акций на IPO составила 25 долларов. Однако, хотя компания остается лидером российского рынка поисковых систем и активно наращивает прибыль, негативные тенденции рынка затронули и ее — в сентябре акции компании впервые упали ниже цены размещения.

Скидочный сервис Groupon, вынужденный несколько раз откладывать IPO, разместился в начале ноября по цене 20 долларов за акцию. Пока бумаги компании торгуются вокруг цены размещения, но аналитики опасаются, что сервис может столкнуться с проблемами при наращивании прибыли.

Однако главной проверкой интереса инвесторов к интернет-компаниям может стать IPO лидеров индустрии — соцсети Facebook и сервиса микроблогов Twitter, по неофициальным данным, запланированные на следующий год.

7. Консолидация рынка

Одной из тенденций уходящего года стали неожиданные миллиардные сделки и консолидация сегментов IT-рынка. Лидеры индустрии пытаются упрочить свое положение, а догоняющие их компании — объединить усилия в конкурентной борьбе.

В октябре Microsoft завершила крупнейшую в своей истории покупку — сервис Skype обошелся ей в 8,5 миллиарда долларов. Примечательно, что до предложения Microsoft руководство Skype активно готовило сервис к IPO. Эксперты считают, что сделка позволит Skype укрепиться на корпоративном рынке, а Microsoft поможет в наращивании конкурентоспособности своих продуктов, в том числе пока не очень успешной мобильной платформы Windows Phone.

Еще одним сюрпризом для IT-рынка в 2011 году стало заявление Google о планах купить производителя мобильной техники Motorola Mobility за 12,5 миллиарда долларов. С помощью покупки, включающей более 17 тысяч патентов, Google намерена усилить экосистему платформы Android, так как до сих пор небольшое патентное портфолио делало Google уязвимой для исков конкурентов. Потенциальная возможность превращения Android в закрытую экосистему пока вызвала некоторые сомнения у регуляторов рынка, поэтому закрытие сделки, по всей видимости, переносится на следующий год.

Претензии властей стали препятствием к завершению еще одной мегасделки IT-рынка. Покупка за 39 миллиардов долларов T-Mobile USA — четвертого по величине сотового оператора в США — могла бы вывести сеть AT&T в лидеры рынка мобильной связи страны. Однако американские власти усмотрели в сделке нарушения антимонопольного законодательства и намерены ее заблокировать. Участники обязались пересмотреть условия слияния или отказаться от сделки. Для AT&T последний сценарий крайне нежелателен, так как грозит выплатой 4 миллиардов долларов неустойки.

8. Хакеры в роли шпионов

Апокалиптические предсказания о хакерах, которые от мелких компьютерных пакостей переходят к глобальным диверсиям и промышленному шпионажу на государственном уровне еще не вполне оправдались, но понемногу начинают сбываться. Весной неизвестные кибервзломщики атаковали компьютерные сети американской компании Lockheed Martin — крупного поставщика Пентагона. Летом под ударом оказалась сеть японской Mistsubishi Heavy Industries, которая также выполняет оборонные заказы. В обоих случаях, как и десятках менее масштабных инцидентов, эксперты усмотрели «китайский след», хотя прямых обвинений правительства страны в шпионаже и не последовало.

Масштабные утечки персональных данных — еще одна яркая тенденция 2011 года. Крупнейшая случилась весной, когда хакеры похитили данные о миллионах пользователей игрового сервиса Sony PlayStation Network и других сайтов Sony. Инцидент привел к отключению сервиса на длительное время и многомиллионным убыткам, понесенным компанией. А в России вслед за этим разгорелся скандал вокруг попавших в открытый доступ текстов SMS абонентов сотового оператора «МегаФон», а также данных о заказах пользователей многих российских интернет-магазинов.

9. Соцсети как инструмент революций

Социальные медиа в текущем году стали одним из основных инструментов массовых коммуникаций во всем мире, особенно в периоды возрастания напряженности в обществе. Так, Facebook и Twitter сыграли значимую роль в организации «цветных революций» в арабском мире, в условиях жесткого контроля властей над традиционными СМИ. Возможности соцсетей также активно использовались участниками уличных беспорядков в Великобритании в августе этого года. А декабрьские выборы в Государственную думу РФ и последующие оппозиционные митинги привели к резкому росту активности пользователей большинства социальных медиа в рунете.

Хотя процесс превращения соцсетей из игрушки для узкого круга технофилов в массовый продукт начался давно, именно в 2011 году незаметные количественные изменения переросли в качественные скачки, заставившие политиков очень серьезно воспринимать возможности интернета. Разговоры о необходимости регулирования онлайн-активности периодически возникают то в одной, то в другой части света, но пока дальше обсуждений дело не заходит (по крайней мере, в демократических государствах).

10. Рунет лидирует в Европе

В прошедшем году России удалось стать европейским лидером по количеству интернет-пользователей, согласно данным исследовательской компании comScore. В сентябре 2011 года российская интернет-аудитория в возрасте от 15 лет достигла отметки в 50,8 миллиона пользователей, потеснив прежнего лидера — Германию, где интернетом пользуется 50,1 миллиона человек. При этом, по данным фонда «Общественное мнение» и исследовательской компании TNS, российская интернет-аудитория в возрасте от 12 лет перешагнула отметку в 60 миллионов пользователей.

По данным comScore, российские пользователи в среднем проводят в интернете 22,4 часа в месяц, просматривая примерно 2,4 тысячи страниц. Самыми популярными ресурсами являются сервисы компании «Яндекс», ежемесячная аудитория которых составляет 42,6 миллиона пользователей.

digit.ru

Категории: Бизнес