Кто кого — человек или компьютер?

Кто кого победил? Разве могут быть сомнения? Эти симпатичные, удобные экранчики, теперь даже не жужжащие. Кому они могут быть опасны? Так-то оно так. Но для начала хорошо бы определиться, что понимать под победой. А потом уже решать вопрос о победителе.

Когда в конце 40-х годов появились первые вычислительные машины, их так и называли – «электронный мозг». А когда в конце 50-х их начали применять в гражданской, а не научной и не военной (как раньше) сфере, — народ забеспокоился. «Хозяин поставит большие железные ящики, которые не требуют зарплаты, а нас уволит» — опасались многие работники.

Теперь их никто не боится. Красивая, престижная игрушка для взрослых и детей есть у каждого дома и на работе. Почему их теперь не боятся? Не потому ли, что «мозговых», «умственных» признаков современный компьютер не проявляет?

Эти машины хорошо считают. Хранят длинные тексты и числа (чуть не сказал — «информацию»). Показывают красивые, часто подвижные, картинки. Многим компьютер заменяет телевизор, радио, телефон, газету, журнал и книгу. Чего еще хотеть?

А хочется — понимания. Всякая машина создается для усиления человеческих способностей. Значит, компьютер должен усиливать умственные возможности. И помогать человеку делать умственную работу. Так он же, вроде бы, и помогает? Так хорошо все считает. А сколько всего может запомнить! Проблема только в том, что человек все время должен помогать компьютеру. Чтобы компьютер считал, то что надо, человек должен описать по шагам всю процедуру счета, научить компьютер работать — создать алгоритм и сделать программу. А потом, чтобы эта программа делала нужную работу, надо будет еще научиться ею управлять. Освоить ее органы управления и научиться выражать свои потребности через нажатия нужных компьютерных кнопок.

Для составления программы нужен специальный человек – программист, который может описать алгоритмы решения задач на строгом и сложном машинном языке. Армия программистов растет с увеличением распространенности компьютеров и конца этому не видно.

А почему бы не сделать по-другому? Вместо того, чтобы человеку учить язык машины, пусть машина выучит язык человека! Пусть машина напрягается, стараясь понять, что от нее хочет человек – она железная!

Автоматизация создания программ назрела давно, но и применение компьютерных программ может быть намного эффективнее. Если бы машина (точнее – программа) сама находила нужные данные в сети (Интернет или корпоративной сети), и сама запускалась в нужное время, тогда она действительно помогала бы в работе и освобождала человека от многих забот.

Когда-то была такая профессия – счетовод, младший бухгалтер, – человек, заполнявший бухгалтерские таблицы и проводивший сложение чисел в этих таблицах. Так машина даже не заменяет счетовода, поскольку не может определить нужную таблицу! А машинистка? Раньше такая была одна на всю контору. А теперь каждый офисный сотрудник еще и машинистка. А кроме того, он должен выучить один-два десятка программ, обеспечивать их данными, запускать вовремя свои программы и проверять их результаты.

Вопрос об экономической эффективности автоматизации уже не стоит. Компьютер стал обычным атрибутом офисного работника как стол и стул. Стоит он намного дороже остальной офисной атрибутики, а вот насколько оправданы затраты на него?

Каким должен быть компьютер? Каким может быть компьютер? Он должен быть помощником. Помощник – тот, кому надо только дать задание один раз, а не объяснять и не учить, когда бывает, что легче сделать самому.

Компьютер сам должен составлять и читать деловые документы, автоматически запускать нужные программы и следить за выполнением текущей работы. Если же сотруднику потребуется самому работать с программой, это не должно его напрягать – машина должна сама все подсказывать и помнить, а не требовать строгого выполнения своих инструкций.

Для того, чтобы компьютер стал настоящим помощником, не требуется создание искусственного интеллекта. Сегодняшних технологических возможностей программирования вполне достаточно для превращения компьютера из мертвой машины для отчетов в живого, заинтересованного помощника. Не хватает для этого только желания разработчиков. А может быть — желания пользователей?

Почему они этого не требуют?

Источник: i-business.ru

Категории: Технологии