Какие цели преследуют люди в деловых соцсетях

Деловые социальные сети пока не стали массовой площадкой для установления деловых контактов. Но это вопрос времени. А те, кто оценил и освоил новый источник деловых контактов, уже пожинают плоды в виде интересных и прибыльных проектов с соседями по сети.

Деловые (профессиональные) сети — это деловые сообщества закрытого типа, объединяющие специалистов и бизнесменов по отраслевым, профессиональным и географическим признакам. Тот факт, что они существуют уже не первый год, постоянно прирастая все новыми и новыми, сам по себе говорит о существующем спросе на них. Некоторые — как, например, LinkedIn — стали многомиллионными по числу участников площадками.

Какие цели преследуют люди, регистрирующиеся в деловых соцсетях?

Как только появляется новая деловая сеть — одними из первых ее участников становятся продавцы. Напористые, уверенные в своей правоте, они при отсутствии жестких условий модерации настойчиво рекламируют товары и услуги. По отзывам многих участников деловых сетей, подобная активность не просто мешает общению, но и дискредитирует площадку. «Самая неприятная для меня лично форма общения — это попытка продаж, что называется, в лоб услуг или продуктов фирмы целевой профессиональной группе, — рассказывает Дмитрий Ведев, директор по маркетингу компании „АйТи». — В каждом профессиональном сообществе время от времени регистрируются и пытаются „впарить» свои услуги различные поставщики. Это раздражает — как рекламная презентация на профессиональной конференции».

одного из его членов. Многие участники профессиональных сетей охотно делятся своим опытом и знаниями, помогают этот вопрос разрешить. Такие «мозговые штурмы» оказываются очень полезны: по отзывам их участников, обсуждение различных практических вопросов — достоинств и недостатков того или иного ПО или оборудования, кейсов (при разработке или внедрении какой-либо системы) — позволяет не только получить полезную информацию, но и взглянуть на проблему под неожиданным углом зрения. «Для меня подобные дискуссии — это возможность пообщаться с людьми высокого профессионального уровня, с которыми в реальной жизни встретиться не удается, — говорит Андрей Сафонов, генеральный директор компании „Энергодом». — На сегодняшний день мои ожидания оправданы».

Ни одно профессиональное сообщество не обходится без сотрудников кадровых агентств и HR-департаментов. Деловая сеть — это место, где профессионалы публикуют подробные анкеты, общаются в группах по специальным интересам, ведут тематические блоги, поэтому можно сразу оценить потенциального кандидата. Да и самим участникам сообщества часто бывает необходимо найти тех или иных специалистов для работы в проекте или в штатной должности. Поиск работы ведется и самими участниками профессиональных сообществ. Большинство опрошенных нами участников сообщества «Национальная деловая сеть» назвали его в числе наиболее внятных и достижимых целей. Большие надежды в этом смысле возлагают на деловые сети ИТ-специалисты высокого ранга: найти работу через кадровые агентства практически не удается, а на профессиональном сетевом ресурсе возможность узнать об открытых вакансиях реальна.

Дополнительным преимуществом социальной сети является возможность поиска по регионам. Часто бизнес строится в пределах одного государства или города. Деловая соцсеть позволяет найти единомышленников-соседей, с которыми вы волею судеб до сих пор не встречались.

Еще одна цель участия в профессиональном сообществе — получение нужной информации по тем или иным вопросам. «Я, например, нахожу в LinkedIn много объявлений о разных мероприятиях, учебных курсах», — отмечает Дмитрий Ведев.

Честный, доброжелательный… успешный

В деловых социальных сетях принято искать клиентов и партнеров по бизнесу. Почему же одних постигает разочарование, а другие довольно быстро обзаводятся новыми полезными связями? Какие ошибки при ожидании и в действиях совершают люди, регистрирующиеся в деловой сети с надеждой наладить полезные деловые контакты?

— Нужно быть по-настоящему интересным и профессиональным человеком, а не пытаться казаться таковым, — уверен Юрий Ушаков, директор по развитию бизнеса компании ElcomSoft. — Если цель присутствия в сети — самопиар, это быстро становится очевидным. Любая фальшь сразу всплывает на поверхность. Да, разумеется, такие люди сбиваются в стаи и некоторое время могут удержать внимание. В последнее время им многое удается, но в итоге жизнь все расставляет по местам; настоящие идеи всегда будут оценены. Основное, на мой взгляд, для налаживания полезных контактов в соцсетях — думать о других участниках по определению хорошо. Поделись улыбкою своей — и она к тебе не раз еще вернется. Вместе с интересными деловыми предложениями.

Андрей Сафонов подтверждает: если рассматривать деловую соцсеть в качестве рекламного ресурса, то вас непременно постигнет разочарование, а если в качестве информационного потока, в который нужно вливать, чтобы потом из него черпать, — вам это зачтется: «Участвуйте в обсуждениях, помогайте советом нуждающимся, живите той жизнью, в которую попали, зарегистрировавшись в ДСС, — и постепенно к вам потянутся. Сначала с советами, потом с заказами. Вас должны узнать, вам должны поверить, вас должны полюбить… В общем, все то же, что и в обычной жизни, только по ту сторону монитора».

УЧАСТВУЙТЕ В ОБСУЖДЕНИЯХ, ПОМОГАЙТЕ СОВЕТОМ НУЖДАЮЩИМСЯ, ЖИВИТЕ ТОЙ ЖИЗНЬЮ, В КОТОРУЮ ПОПАЛИ, ЗАРЕГИСТРИРОВАВШИСЬ В ДСС, — И ПОСТЕПЕННО К ВАМ ПОТЯНУТСЯ

Доброжелательность и интерес к собеседникам приносят вполне материальные плоды. Юрий Ушаков рассказывает об опыте сетевых контактов, которые переросли в сотрудничество: «Началось все довольно стандартно, с разговоров на общие темы с человеком, уехавшим жить в США еще практически при советской власти. Говорили „за жизнь», обсуждали текущие события, я помогал ему найти какую-то информацию. В итоге — сейчас запускаем совместный проект по альтернативной энергетике. Сценарий, полагаю, довольно стандартный. Этот же человек познакомил меня со своим коллегой уже из другой сферы. Мегапроектов вместе пока не сделали, но совместная работа уже началась».

Причиной неудач в попытках наладить деловые контакты становится не только неуемная активность. Источником обманутых надежд может стать пассивность участника деловой сети. Нередко люди искренне полагают: стоит только зарегистрироваться в профессиональном сообществе — и «все флаги в гости будут к нам», контакты начнут налаживаться автоматически.

— Нужно самому быть интересным и нужным людям, — советует Дмитрий Романов. — Тогда и с контактами проблем не будет. Если пользователь активен в дискуссиях, дает полезные комментарии, сообщает что-то интересное, то и он будет интересен другим. Не надо быть навязчивым, агрессивным, пассивным в сети (как и в офлайне), и с контактами все будет нормально. И, конечно, очень важно общаться регулярно, а не «прибегать» в сеть раз в год и удивляться: «Что ж это я связями полезными не оброс?»

Эпилог с продолжением

Вполне вероятно, что многие, дочитав статью, раздосадованно пожмут плечами: ничего нового, прописные истины. В том-то и загвоздка. Истины прописные, а прислушиваются к ним единицы.

По данным опроса Исследовательского центра Superjob (июль 2011 года), подавляющее большинство россиян (72%) не являются участниками каких–либо профессиональных соцсетей. Один из самых распространенных аргументов: «Не нужно, все равно помощи от них нет». Может быть, не стоит торопиться с категоричными выводами?

Источник: i-business.ru

Категории: Бизнес