Плюсы и минусы компьютерной персонализации

Современные технологии способны сделать любого человека хоть «издателем», хоть «вещателем», причем потенциально с многомиллионной аудиторией, пояснял он тоном, не оставляющим сомнений в том, что в его глазах это безусловное благо. Но другие участники конференции считают, что у этого процесса есть и оборотная сторона.

Серф рассказывал, как в 1973 году они с Робертом Каном разработали первые протоколы для пакетированной передачи цифровой информации и как 1 января 1983 г «был включен Интернет, каким вы его знаете». Сейчас, по его словам, глобальная паутина состоит из «примерно 400 тыс взаимосвязанных сетей», которыми пользуются в общей сложности около 2,3 млрд человек по всему миру.

Соответственно «евангелист» считает, что ему необходимо «обратить» в свою компьютерную веру еще приблизительно 4,5 млрд землян. На его взгляд, это вполне можно сделать «до конца текущего десятилетия», поскольку в последние 12 лет рост глобальной сети составлял примерно по 15,5% в год. А на заре своего существования она вообще ежегодно удваивалась.

По оценкам Серфа, сейчас в постоянном доступе в сети находятся по меньшей мере 900 млн компьютеров и «облачных» систем с фиксированными адресами. Кроме того, имеется, «наверное, вдвое больше» машин, «эпизодически подключающихся к сети», включая персональные компьютеры, мобильные телефоны, планшетники и тп.

Изначально интернет был рассчитан примерно на 4,3 млрд адресов. Однако, в феврале нынешнего года этот запас был исчерпан, и буквально в день выступления Серфа началась постоянная эксплуатация нового протокола, позволяющего создать до 340 триллионов триллионов триллионов адресов.

Система приема-передачи оцифрованной информации изначально не предназначалась ни для чего конкретно, и именно поэтому ее удалось приспособить для решения практически безграничного круга задач, заявил специалист. И привел целый ряд примеров — от электронного книгоиздания до автомашин без водителя, созданных компанией Google и безаварийно проехавших уже 400 тыс миль; от «искусственного разума», позволяющего, например, делать довольно качественные переводы с языка на язык, до радиоуправляемых электролампочек и компьютеризованных досок для серфинга. В перспективе Серф, большой ценитель и знаток вина, мечтает оснастить индивидуальным датчиком каждую бутылку в своем погребе, и научить машину точно распознавать винные этикетки.

По составу участников конференция была ориентирована в основном на вопросы безопасности. И в этой сфере примеры приводились не менее яркие: скажем, «умные» мобильники со встроенной программой банковских расчетов, оказавшейся на поверку делом рук мошенников. Или целый огромный блистающий огнями «фирменный» магазин Apple, о котором сама эта компания не имела понятия, поскольку он был построен и управлялся китайской мафией.

Террористы и экстремисты тоже пользуются новейшими информационными технологиями. Самый чудовищный пример из обсуждавшихся на форуме — атака 2008 года на индийский Мумбаи, когда «два десятка человек поставили на колени 20-миллионный город». У боевиков имелся свой оперативный центр, куда в режиме реального времени стекалась информация из всех открытых источников, включая и сетевые.

После просмотра этой и другой подобной хроники один из американских экспертов-«силовиков» в сердцах сказал о сетевых компаниях: «Они, видите ли, развивают бизнес, а нам потом вот такие вещи расхлебывать». Но представители Facebook и Twitter на конференции говорили, что не могут и не станут ограничивать «свободу слова» своих клиентов за исключением случаев очевидного нарушения закона. Сами военные в США считают, что пытаться обуздать интернет бесполезно, а надо просто стараться не отставать от его развития и использовать его в своих интересах.

Некоторые наблюдатели связывают с развитием сети опасность интеллектуального подчинения человека машине. Судя по их выступлениям, инженеры и маркетологи из сетевых компаний понимают «персонализацию» несколько иначе, чем «евангелист» Серф.

Как пояснял интернет-активист и автор книги The Filter Bubble («Фильтрующий пузырь») Илай Паризер, интернет-компании собирают информацию о своих клиентах, следя «за каждым нажатием кнопки на клавиатуре». Формально предлог вполне благовидный — «лучше обслужить», «предложить то, что нравится». На деле же, как Паризер подтверждал экспериментально, «фильтрация» оборачивается тем, что человеку предлагаются по вкусу не только товары и услуги, но и новости, и ссылки на единомышленников. По его словам, при поиске в Google в одно и то же время на одни и те же ключевые слова разные люди на разных компьютерах получат разные, подобранные «под них» результаты.

Паризер цитировал нашумевшее пару лет назад высказывание руководителя Google Эрика Шмидта: «Мне на самом деле кажется, что большинство людей хочет не того, чтобы Google отвечал на их запросы. Они хотят, чтобы Google им сказал, чем им дальше заниматься».

Источник: tasstelecom.ru

Категории: Технологии