Как создавать технологии будущего

Гари Шапиро, глава Ассоциации потребительской электроники (Consumer Electronics Association, CEA), идеолог и организатор международной выставки CES в Лас-Вегасе, несмотря на прекрасные отношения с ведущими игроками рынка, давно выступает как критик сложившихся подходов и принципов в области технологических инноваций.

На прошлой неделе Шапиро прочитал лекцию в Лос-Анджелесе, презентуя свою новую книгу «Ninja Innovation: The Ten Killer Strategies of the World’s Most Successful Businesses». Slon записал главные тезисы выступления эксперта, который, как всегда, не стеснялся в оценках. По сути, Шапиро дал публике 10 советов – как избежать эпигонства и создать технологию, которая в будущем действительно будет претендовать на инновационность.

1.Вырвитесь за пределы мира, навязанного Google и Microsoft, и посмотрите на свою кухню

Вырвитесь за пределы мира, навязанного Google и Microsoft. Они разберутся без вас. Лучше посмотрите на свою кухню или гостиную. Поверьте, Google и Microsoft в них никогда не бывали. В каком бы доме вы ни жили – в загородной лачуге или в напичканной электроникой хайтек-квартире на Манхэттене – вы увидите бесконечное поле для инноваций.

Мы живем в мире, где будущее добралось только до 10–15% используемой нами бытовой инфраструктуры.

Не придумывайте гаджеты. Возьмите первый попавшийся на вашем столе предмет и придумайте, как сделать его лучше. Только не предлагайте интегрировать антикварную вазу со своим айфоном – это будет провал!

2. Посоветуйтесь с мамой и забудьте про смартфоны

Спросите, что нужно, у своей мамы или тещи. Они, скорее всего, не анализировали рынок, не слышали про риски и не знают, что такое R&D. Зато они лучше, чем кто-либо, понимают суть и смысл массовых прикладных технологий. Вы думаете, что технологии будущего – это новые смартфоны, планшеты, консоли и очередные приложения? Ваша мудрая мама сметет все приложения шваброй, перепутав их с мусором на полу.

Технологии будущего – это совершенно бесшумные миксеры (помните о пугливых младенцах!), полы-пылесосы (роботы-пылесосы – это уже не будущее, а унылое прошлое, расширяйте горизонты!), суповарки-автоматы (положите все необходимые ингредиенты в отсек – она почистит, порежет, скомбинирует и сделает суп для вас), телевизионный пульт управления, состоящий из трех кнопок (все, кто пользуется нынешними монструозными ТВ-приборами, похожими на пульт управления атомной электростанцией, вас тут же канонизируют).

Помните: приложения не сварят суп и не подметут пол. Суп вечен, приложения – нет.

3. Научитесь разделять инновации и фантазию

Вы придумали фантастическую технологию, вы даже создали прототип, вы видите, что технология работает. Инновация? Не обольщайтесь.

Инновация – это лишь то, что можно выпустить тиражом хотя бы миллион экземпляров.

В Google Glass нет ничего инновационного, почти все из предложенного можно было реализовать 10 лет назад. Но они могут, если захотят, принести свои странные очки в дом каждому из нас. Инновация – это не только качественный, но и количественный показатель. Технология становится инновационной, когда ее поддерживает экономика. Инновация без экономики – это все равно, что великий роман, написанный для жены. Вы можете себе представить, чтобы Толстой писал «Войну и мир» исключительно для жены?

4. Вернитесь к традициям, продайте технологию на продуктовом рынке

Вы основали стартап, вы мыслите супертехнологиями, у вас взгляд провидца, вам даже начинают верить инвесторы, у вас есть айфон и планшет, вы зарегистрированы в 10 социальных сетях и уже научились ставить там лайки силой мысли. Вас уже взяли в будущее. Опомнитесь и стряхните с себя всю эту мишуру. Социальные сети полезны лишь для жалкого эпигонства. Вернитесь к традициям.

Возьмите придуманный вами гаджет или хотя бы красивый рисунок вашей инновационной технологии, купите билеты в Бразилию или какую-нибудь средиземноморскую страну, пойдите там на обычный рынок и попробуйте, перекрикивая других продавцов, убедить деда Фернандо, который каждый день покупает там себе помидоры, что на ваш гаджет стоит хотя бы посмотреть. Или попробуйте доказать мне, что ваше изобретение полезнее и инновационнее помидора.

Вы скажете: что за бред, на рынке продают продукты, при чем тут мой инновационный джойстик для управления мусорным бачком? Но это совершенно не важно. Настоящая инновация начинается в тот момент, когда дед Фернандо, откусывая помидор на своей террасе, хотя бы на секунду задумается о вашем существовании.

5. Изобретите велосипед

Правило, утверждающее, что не надо изобретать велосипед, на самом деле ложное и дурацкое. Велосипед еще не изобретен. Изобретен лишь прототип велосипеда. Поразительно, как много сил тратится на инновационную начинку автомобилей и как мало внимания уделяется этому простейшему механизму, который до сих пор, если присмотреться, находится по своим конструктивным особенностям в допотопном состоянии.

Беритесь за велосипед, пока до него не дошли руки Google. И так с кучей других технологий: найдите старье и изобретите его заново.

6. Делайте ставку на простые интерфейсы, а не на сложные функции

Мир современных технологий – это бескомпромиссная конфронтация функциональности и интерфейсов. Производители убеждают нас, что чем сложнее, чем многозадачнее, чем функциональнее, тем правильнее. Стремление к простоте маргинально. Результатом навязываемой сложности стали интерфейсы, которые поглощают наше время, управляют нашей продуктивностью, повседневностью, бытом и отдыхом.

Технологии будущего – это не только новые функции, но и новые интерфейсы, которые позволят экономить нам время. Придумывайте интерфейсы, а не функции. Это творческая и посильная для всех задача.

7. Придумывайте очень дешевые технологии

Последние 20 лет были периодом очень дорогих массовых технологий, самых дорогих массовых технологий в истории.

Самые дорогие материалы, самое дорогое ПО, самое дорогое производство (даже с учетом китайского рынка труда, который используется повсеместно), невыносимо дорогой маркетинг, чудовищно дорогой дизайн, – попрощайтесь с этим!

На данный момент 100 самых дорогих дизайнеров разрабатывают часы Apple. Но что они могут предложить такого, чего не смог бы нарисовать один талантливый дизайнер, решивший собрать денег на Kickstarter?

Это была богатая и расточительная эпоха. Она заканчивается: денег в будущем будет меньше; маркетинговые бюджеты будут урезаться повсеместно. Придумывайте дешевые технологии. Их дешевизна и станет главным маркетинговым инструментом будущего.

8. Придумывайте новые способы дистрибуции и продажи технологий

Технологии будущего, как бы вы их ни упаковали и что бы это ни было (программное обеспечение, сложные системы, гаджеты, бытовые приборы, автомобили или машины для телепортации), будут распространяться и продаваться иначе, чем сейчас.

Может быть, вы будете продавать чертежи устройства, которые потом будут использоваться для производства на домашнем 3D-принтере. Может быть, технологии будут распространяться по принципу P2P-сетей и вам надо будет придумать, как монетизировать эту модель. Может быть, ключевым процессом станет не продажа, а аренда, – вы будете возвращать залог, когда вам вернут гаджет на вторичную переработку, чего будет требовать экологическое законодательство. Придумывайте новые способы дистрибуции и продажи технологий – это уже само по себе будет технологией будущего.

9. Инновация невозможна без экологии

Экологичность технологий – это то, о чем мы должны думать уже сейчас, не только в силу ответственности, но и в силу элементарной, практической рациональности. Экологические стандарты будут ужесточаться, появятся новые требования к материалам и процессу производства.

Экология перестанет быть просто элементом маркетинга, она станет важнейшим фактором технологического производства.

Хотите создать технологию будущего? Уже сейчас думайте, как ее разработка, распространение и утилизация скажутся на окружающей среде.

Даже самая инновационная с точки зрения функциональности технология, которая не будет соответствовать экологическим стандартам, умрет раньше, чем родится.

10. Технологии должны рекламировать себя сами

Технологии будущего должны научиться выживать и приобретать популярность, не используя привычные нам сегодня маркетинговые схемы. Экономия прежде всего: не рассчитывайте, что с помощью рекламы вы убедите купить ваш технологический продукт. Технологический продукт сам должен стать рекламной площадкой, маркетинг должен быть заложен в самом его коде. Придумайте, как технологии будут продвигать себя сами, как обеспечить их маркетинговую самодостаточность, и вы будете королем мира.

Источник: slon.ru

Категории: Know How