Топ-5 изменений в Opera 15

Новая версия Opera 15 вышла 2 июля. Двухнедельное тестирование позволило изданию Digit.ru оценить масштабы поистине революционных изменений в ней, выделить и оценить главные пять из них.

Разработчики Opera решились на кардинальный эксперимент, замену сердца программы — ее ядра. Отказавшись от собственного движка Presto, они отдали предпочтение популярному Blink, на котором основан Google Chrome. Это повлекло кардинальные изменения как во внешнем виде, так и в функциях программы. Мы перечислили 5 основных нововведений и оценили, понравятся ли они пользователям.

1. Интерфейс

Как говорится, встречают по одежке. А внешний вид Opera полностью преобразился — все подчинено модной тенденции минимализма. Элементы управления стали занимать меньше пространства, а некоторые и вовсе убраны, чтобы не загромождать экран. Адресную строку разработчики объединили с панелью поиска Адресная строка объединилась с панелью поиска — тоже экономия места, правда, такой ход уже давно применен в Chrome и Safari.

Пожалуй, изменение в подходе к интерфейсу — ключевое для оценки нового браузера. Представление пользователей о том, что Opera — это неповоротливый танк, возникло уже давно. Например, интерфейс браузера подвергся критике в The Washington Post в 2004 году. После выхода статьи в компании были проведены исследования, и в каждой новой версии разработчики старались сделать интерфейс более понятным и простым.

Полагаем, что новый интерфейс будет удобен новичкам, так как простой дизайн позволит быстрее освоиться с браузером. Однако с прежним обликом канули в лету и многие привычные поклонникам Opera функциональные элементы интерфейса.

Например, теперь нельзя свернуть открытую веб-страницу до маленькой иконки, что было весьма удобно для постоянно работающих сайтов: социальных сетей, новостных ресурсов и т.п. Вызывает удивление отказ от этой функции при переходе на новое ядро, так как та же Google использует ее в своем браузере Chrome.

Вкладки в Opera теперь нельзя сгруппировать. Функция группировки появилась в Opera еще в 2010 году и помогала навести порядок на панели, если пользователь работает с большим числом вкладок. Куда-то исчезла стрелочка, нажав на которую, пользователь мог оперативно вызвать историю, список ранее посещенных сайтов.

Судя по отзывам группы ВКонтакте, посвященной браузеру Opera, такие кардинальные изменения пришлись не по нраву большинству поклонников норвежского браузера. Новую версию они уже язвительно окрестили Opera Chrome.

2. «Копилка»

Главное функциональное изменение Opera 15 — отказ от закладок. На их место пришли новая экспресс-панель и «копилка». Последняя позволяет отметить интересные страницы, чтобы изучить их позднее. Это полезная функция, которая позволит избежать множества постоянно открытых вкладок. Opera часто делала революционные изобретения в браузерах. Например, на привычный сейчас механизм открытия веб-страниц во вкладках, а не в отдельных окнах, она перешла еще в 1995 году. Однако «копилка» не тянет на инновацию и напоминает «Список для чтения» в Safari.

Поклонники Opera на форумах крайне негативно отзывались о «копилке». Непонятно, зачем компании понадобилось «ломать» то, что хорошо работает уже много лет. К тому же, некоторых смущает тот факт, что ссылки в теперь будут храниться в новом виде. Это все равно, что пусть другого человека навести порядок в своей комнате — найти вещи будет непросто.

На наш взгляд, дело в привычке. Со временем пользователи поймут, что новая экспресс-панель с вложенными папками более наглядна и изящна, чем длинный список из многочисленных ссылок.

3. Скорость и надежность работы

Пользователи в социальных сетях уже отметили, что 15 версия шустрее предшественников. Разработчики из Opera Software заявляют, что на синтетических тестах новый браузер сравним с браузером компании Google.

Производительность браузеров в тесте Peacekeeper, баллы

Браузер Количество баллов
Chrome 28.0.1500.71 4270
Opera 12.16 3647
Opera 15.0.1147.130 3581
Internet Explorer 10.0 2989
Firefox 22.0 2392

Источник: Данные с сайта FutureMark, июль 2013

Однако тестирование ставит под сомнения обе оценки, данные выше. Новая Opera, по результатам теста Peacekeeper компании Futuremark Corporation, обгоняет Internet Explorer и Firefox, однако уступает «старой» Opera на ядре Presto и заметно (равно как и все остальные участники теста) проигрывает Google Chrome. Возможно, будущие версии Opera 15 исправят ситуацию, но на данный момент ради скорости работы на нее переходить не стоит.

Если скоростные преимущества новой Opera не очевидны, то надежность не вызывает сомнений. Новый движок Blink запускает отдельный процесс для обработки каждой страницы. Это означает, что ошибка в открытии одной веб-страницы не вызовет прекращение работы всего браузера.

Эта особенность движка Blink, тем не менее, может негативно сказаться на скорости работы браузера. Пользователи привыкли, что Opera позволяет им открывать много вкладок (некоторые запускают более 300). Но на новом движке каждая страница — отдельный процесс, а такое количество одновременно работающих процессов может ввести в замешательство даже довольно мощный ПК.

Повышение надежности можно будет считать достоинством нового ядра только после того, как разработчики покажут, что и производительного браузера можно будет нарастить.

4. Взгляд на мир

Переход на новый движок должен улучшить совместимость Opera 15 с сайтами. Дело в том, что браузер — это некий «дешифратор» данных из интернета. От его «интерпретации» поступающей информации зависит то, как мы видим тот или иной сайт. В мире есть организация — «Консорциум Всемирной паутины» (World Wide Web Consortium или W3C) — которая принимает новые стандарты отображения html-кода. Их должны придерживаться все браузеры. Однако на деле все так просто.

«Понятие „веб-стандарты“ состоит из множества спецификаций, описывающих технологии. Но это идеальный мир», — прокомментировал Digit.ru текущее положение веб-евангелист из Opera Software Вадим Макеев. По его словам, браузеру для совместимости важно строго следовать стандартам, то разработчики сайтов делают это на свое усмотрение.

«В реальности разработчики должны тестировать работу своих сервисов в значимых для их ресурсов веб-обозревателях. Opera, к примеру, в США имеет около 2%, а в России до 25% рынка. Получается, что у российских разработчиков не возникает сомнений, поддерживать ли наш браузер, а для американских — это проблема. Из-за такой неравномерной распространенности нам приходилось самостоятельно следить за совместимостью популярных сервисов для наших пользователей», — сказал Макеев.

Именно расхождения в отображении сайтов браузерами с разным ядром стали одной из главных причин отказа от Presto в пользу Blink. Некоторые сайты в предыдущих версиях Opera не открывались из-за несовместимости. В этом случае браузер запускал режим эмуляции, пользователь об этом ничего не знал, но мог заметить падение производительности и разницу в качестве отображения картинки.

Даже новички на рынке веб-обозревателей одобряют подобный шаг норвежской компании. «Когда мы запускали свой браузер, — сказали Digit.ru в пресс-службе „Яндекса“, — одним из аргументов в пользу WebKit (на основе этого кода разработано ядро Blink — прим. автора) было то, что у разработчиков сайтов не будет необходимости оптимизировать свои интернет-проекты под еще один новый движок. С переходом Opera на Blink у разработчиков отпадет необходимость тестировать корректность отображения сайта на браузере Opera, что упростит их работу». «Яндекс» запустил свой браузер в прошлом году, что и позволило нам назвать его новичком.

Новое ядро, безусловно, повысит качество отображения веб-страниц браузером. Пожалуй, это самый весомый довод в его пользу.

5. Гибкость

Собственное ядро обуславливало гибкость настроек в Opera. Разработчик сам выбирал, какие функции дать пользователям, и активно этим пользовался. На стороннем движке пока пользователям доступно меньше функций.

Наибольшую популярность Opera получила в странах СНГ. Многим пользователям нравились широкие возможности по настройке браузера, которые позволяли подогнать приложение под собственные нужды. Даже появились проекты, которые преображали норвежский браузер до неузнаваемости, добавляли в него новые функции. Например, Opera AC. На новом ядре такой «вольницы» не будет. И создатели Opera AC уже заявили, что не будут переносить проект на ядро Blink.

«Presto являлся значимой составляющей мощности Opera. Это быстрый и эффективный код, который мы контролировали и могли развивать в любом направлении по нашему усмотрению», — сказал сооснователь Opera Software Йон фон Течнер (Jon von Tetzchner). По его словам, Opera всегда была богатым браузером с большим количеством функций, оставаясь при этом легкой, быстрой и простой в использовании. «Все изменилось в 15 версии, которая является значительным отступлением от всего того, над чем мы работали до этого. Наш браузер боролся за открытые стандарты и открытые сети. Тот факт, что Opera больше не имеет своего собственного ядра меняет все. Это очень значительная потеря для интернета в целом», — прокомментировал он

Официальная позиция компании такова: выйдя из гонки по разработке собственного ядра, компания надеется сосредоточить все свое внимание на других задачах: новых функциях и более дружелюбном к пользователю интерфейсе.

Нам кажется, что Opera, перейдя на другой движок, оказалась в зависимом положении. Производителю пришлось отказаться от многих фирменных функций: работы с вкладками, эскизов страниц в панели, почтового клиента, RSS-агрегатора, BitTorrent-клиента и других. Вернется ли когда-то к пользователям это богатство на новом движке — неизвестно.

По мнению компании Opera Software, количество настроек в предыдущих версиях было чрезмерным и это отпугивало неопытных пользователей. Теперь компания возлагает надежды по улучшению функциональности на модули расширения. Поддержка плагинов существует в Opera еще с 2010 года, но большой популярности не снискала. Некоторые компании вовсе не выпускали свои продукты для норвежского веб-обозревателя, так как их требовалось разрабатывать специально для продукта, занимающего небольшую долю рынка.

Сейчас ситуация изменилась. Ядра Opera и Google Chrome схожи, а для Chrome всевозможные расширения создаются с большим энтузиазмом. И теперь сторонним разработчикам не нужно делать отдельные продукты специально для Opera. Не успела Opera 15 выйти на рынок, как компания Evernote предложила для нее свои продукты Clearly и Web Clipper. Вероятно, этому примеру последуют и другие.

Выводы

В Opera 15 браузер изменился разительно: получил другой интерфейс, новые функции и утратил старые. Пока выгода для пользователя от смены движка не очевидна.

Компания Opera дала своим поклонникам время на раздумье: обещает поддерживать некоторое время версию Opera 12 на старом движке. Самой компании за это время предстоит доказать, что пользователям есть смысл выбрать ее продукцию, а не, например, Google Chrome.

Источник: РИА Новости
Категории: Софт и игры