Кто не смог противостоять Facebook на рынке соцсетей?

Facebook проложил современным социальным сетям дорогу в новую эру, задав всем ориентир, как развиваться дальше, чем и породил множество клонов. Но Цукерберг сотоварищи в этом деле были отнюдь не первыми. Так или иначе, они использовали наработки целого ряда других веб-сайтов похожего профиля. Часть из них давно уже закрылась. Правда, есть и такие, которые, несмотря на преклонный (по технологическим меркам) возраст продолжают существовать. Кто-то ушёл на другие рынки, и это было, по сути, самым правильным решением, потому что это позволило им не закрыться. Конечно, никто из выживших не может похвастаться былой популярностью. Но среди них есть соцсети, которым всё же удалось стать локально значимыми и сохранить заработки. Про них и пойдёт сегодня речь.

Classmates

Этот ресурс вполне можно считать первой полноценной социальной сетью. Знаменитые в начале нулевых американские «Одноклассники» легли в основу концепции, которую вместе с названием перенял первопроходец отечественных социальных медиа Альберт Попков.

Во времена юности Цукерберга этот веб-сайт был самым заметным социальным ресурсом первой волны. С того момента прошло около десяти лет, а он по-прежнему работает. Несмотря на то, что функциональность сети до недавнего времени практически не модернизировался. Активная абонентская база ресурса в лучшие времена насчитывала более 50 миллионов аккаунтов.

Для того чтобы достичь таких показателей, Classmates.com не потребовалось даже прибегать к привычной в таких ситуациях мере – экспансии на другие рынки. Несмотря на уверенное существование Facebook и прочих новых соцмедийных ресурсов, видно остались ещё на североамериканском континенте пользователи, которых устраивают старые соцсети . На эту аудиторию (45 и выше) держатели Classmates, судя по всему, и ориентируются, что подтверждается статистикой Alexa.

В прошлом году, правда, соцсеть стала фигурантом небольшого скандала, ударившего по репутации сайта, который перерос в судебное разбирательство. Руководство соцсети впервые за долгие годы решило немного подкорректировать политику приватности в сторону модернизации, открыв профили пользователей сервиса для владельцев iPhone и пользователей Facebook.

За несколько лет до этого Classmates оказалась в центре ещё одного неприятного конфликта, связанного с рассылкой спамерских писем от лже-одноклассников, в которых содержались настойчивые предложения вступить в соцсеть. В результате в 2010 году соцсеть провела масштабный редизайн под ретро.

Теперь на сайте можно найти огромную и ценную базу старых аудио- и видеоматериалов. Эти меры, прежде всего, направлены на возрождение бывшей базы пользователей, но аудитория ресурса по-прежнему продолжает падать. Видимо ностальгический контент никого не заинтересовал из-за того, что большая часть этих материалов распространяется в соцсети за деньги. Правда такая политика позволяет работать держателям ресурса в небольшой плюс. Так, четвёртый квартал 2010 года сайт завершил с операционной прибылью в 13 миллионов долларов.

На данный момент на ресурс заходят около 11 миллионов пользователей из США, что не так уж и плохо по сравнению с другими участниками этого обзора

Friendster

Похуже обстоят дела у Friendster. Запустившись в 2002-ом году, эта соцсеть быстро завоевала популярность в США. В лучшие времена пользовательская база ресурса достигала 100 миллионов аккаунтов, но через несколько лет под воздействием Facebook и MySpace также быстро потеряла эту популярность. Пользователи Friendster ругали разработчиков за баги, медленную и нестабильную работу. Руководству ресурса ничего не оставалось лучшего, как податься на тогда ещё несформированный азиатский рынок социальных сетей. Малайзия, Филиппины, Индонезия, Южная Корея – страны в которых соцсеть изначально приобрела достаточно высокую популярность, которую можно сопоставить с Facebook.

В 2009 году сайт выкупила малазийская корпорация MOL Global, являющаяся крупнейшим оператором интернет-платежей в азиатском регионе. Этим летом новый владелец полностью решил изменить направленность соцсети, заявив о полном удалении контента, загруженного пользователями, а также личных сообщений и записей в блогах. Так Friendster отошёл от формата традиционной соцсети.

На такие радикальные меры держателям соцсети пришлось пойти из-за усиления конкуренции со стороны Facebook. Если некогда сверхпосещаемый MySpace не выдержал такой конкуренции, то очевидно, что это коснулось и Friendster, который постоянно испытывал проблемы с оттоком аудитории.

С недавних пор Friendster позиционируется создателями как соцсеть с развлекательным уклоном. На сайте пользователи будут играть, и слушать музыку.

Не забывает руководство ресурса и о нововведениях. Friendster, как и MySpace, использует авторизацию через Facebook Connect.

Но новая концепция Friendster не принесла желаемого результата. После чистки пользовательских аккаунтов от этой соцсети окончательно отвернулась аудитория из США. По данным  Compete, ежедневная аудитория соцсети в этой стране  не дотягивает даже до отметки в один миллион уникальных пользователей.

Немногим лучше обстоит дело и в Южной Азии, хотя новых официальных сведений по этому региону пока нет. По данным Alexa, Friendster всё ещё занимает лидирующие позиции (после Facebook, LinkeDin и Multiply) по потреблению трафика на Филиппинах и Индонезии. В остальных странах южноазиатского региона позиции Friendster далеки от прежних.

Bebo

Bebo – самая переоценённая соцсеть из сегодняшнего обзора. Изначально руководители сайта удачно сделали ставку на подростков. Bebo по праву можно назвать аналогом «В Контакте».

Открывшись в 2005 году, через несколько лет она завоевала серьёзную популярность. В 2008 году ежемесячная аудитория ресурса равнялась 40 миллионам пользователей, из них больше 10 млн проживало в Великобритании. В то время Bebo успешно конкурировала с MySpace. Затем началось интенсивное падение популярности – мир узнал про Facebook. Буквально за год количество пользователей Bebo уменьшилось вдвое.

В 2010 году предыдущий владелец сервиса компания AOL всерьёз собиралась закрыть соцсеть, мотивировав это невозможностью конкурировать с Twitter и Facebook, но в итоге лишь продала сайт за 10 миллионов долларов (плюс долги) новому собственнику американской интернет-компании  Criterion Capital Partners.

Это рекордно маленькая сумма, учитывая, что за два года до этого AOL выкупила Bebo у прежних владельцев за 850 миллионов долларов.

В феврале 2011 новый владелец произвел полный редизайн соцсети, добавив ряд новых функций, и улучшив существующие, например, в ней появилась возможность интеграции пользовательских профилей с Facebook и Twitter.

Несмотря на то, что Bebo имеет американскую прописку, на североамериканском рынке Bebo не пользуется популярностью. В лучшие времена на этом сайте собирались шесть миллионов уникальных посетителей в месяц. Теперь месячная посещаемость в США насчитывает смехотворные 700 тысяч пользователей, тогда как на сайт в Великобритании заходят в два раза больше пользователей.

Tagged

Последняя соцсеть нашего обзора в данный момент носит гордый статус стомиллионницы — неплохой показатель для социального ресурса, учитывая, что в мире уже существует один Facebook. Лучший вариант в такой ситуации – попробовать найти какой-нибудь другой сегмент, где конкуренция Facebook была бы не такой хищнической, что держатели Tagged успешно и продемонстрировали, с головой окунувшись в мир игр для социальных сетей, и, в отличии от Classmates, которая, как известно, тоже решила перейти на игры – не проиграли. Во всяком случае, пока это так — благодаря существующей стратегии в 2010 году доход соцсети составил 32 миллиона долларов.

Для укрепления своих позиций этой весной соцсеть приобрела популярный в США интернет-мессенджер Digsby вместе с компанией DotSyntax, которая этот сервис создала. Вдобавок к этому было решено организовать свою собственную студию для производства игр и наняла Эндрю Педерсона, известного топ-менеджера, ранее работавшего в Electronic Arts.

Ежемесячно соцсеть посещают около 20 миллионов человек. 6 миллионов проживают в США, по одному миллиону заходят из Великобритании, Филиппин и Малайзии.

internetno.net

Категории: Бизнес