Компьютеры убьют журналистику?

Наверняка в детстве каждый просил бабушку рассказать сказку на ночь – кроме них этого никто не мог сделать. Бабушки ХХI века могут со спокойной совестью уйти на пенсию: теперь сказки может рассказывать даже ваш компьютер. Но компьютеру мало, он грозится оставить без работы журналистов и фрилансеров.

С момента своего появления компьютер был помощником человека, помогавшим ему рассчитать кратчайший путь на Луну или возраст зуба древнего динозавра. В основном, компьютер выполнял рутинные механические задачи, и, считалось, на творческую работу не годился. Вообще, в принципе. Генерировать контент – это оказалась непосильная для всесильной (извините за каламбур) машины, которая под чутким руководством человека умеет все. Но через пару лет может так случиться, что в конце очередной интересной статьи вы увидите: «этот текст написан компьютером». Сегодня же большинство текстов, которые можно найти в Интернете – это продукция так называемых «фабрик контента», напоминающих мануфактуры конца 19 века. Когда вместо одного высокопроизводительного станка был целый цех рабочих, и каждый делал одни и те же детали. Только сегодня вместо станков – компьютеры, а рабочие сидят дома или в офисе, пьют кофе и методично убивают свои клавиатуры. Навскидку вспоминаются самые популярные подобные фабрики: Demand Media, их же проект Ehow, Relevant Media.

Также много текстов генерируются фрилансерами, которых заказчики нанимают для создания тематических, часто рекламных статей о своем продукте или услуге. И остаются традиционные журналисты, которые пишут в бумажные или электронные издания. Но всем интернтет-писателям через пару лет может грозить тотальное сокращение. И первыми на очереди, судя по всему, журналисты. По крайней мере, первый звоночек прозвенел: в компании Narrative Science создали генератор журналистских текстов, который уже отметился новостным репортажем. Качество работы программы-генератора оказалось настолько высоким, что читающие думали, будто автор новости – человек и сильно удивлялись, узнав, что новость – это результат работы компьютерной программы.

Создать такого бота-журналиста пытались уже давно, но тексты получались сухими, и с первого предложения можно было сказать, что его сочинил компьютер.

Конечно, пока что детище Narrative Science не способно еще написать журналистское расследование на тему продажных чиновников с разоблачениями, компроматом и судебными исками. Но вот рутинные новости в которых требуется постоянно обрабатывать статистические данные, например, репортажи футбольных матчей, биржевые сводки, аналитика по недвижимости – здесь ей нет равных. К примеру, дебютный новостной репортаж Narrative Science появился всего через минуту после завершения матча. Какой человек сможет за такое время не то что новостную статью в 2500 знаков написать, но хотя бы просто отойти от эмоций, пережитых во время матча? За спортивными комментаторами на биржу труда могут отправиться и трудящиеся «фабрик контента». Дело в том, что конкуренция среди копирайтеров очень высока, а значит, оплата труда очень низкая. Ведь не захочешь писать, на твое место придет десяток желающих. Поэтому сегодня заработок на бирже контента составляет от 30 до 60 центов за тысячу знаков, в зависимости от жадности биржи и ценности статей. Еще пару лет такой запредельной конкуренции и работать копирайтером можно будет лишь из альтруизма, ведь заработанных денег не будет хватать даже на оплату предметов первой необходимости.

С другой стороны, Narrative Science со своих заказчиков берет по $10 за 2500 знаков, на первый взгляд – многовато и трудягам «фабрик контента» бояться нечего. Но примерно столько же платят и основные заказчики текстовых бирж — различные сетевые СМИ. При этом робот имеет традиционные преимущества перед человеком: скорость, стабильное качество, никаких больничных и может работать в выходные и по праздникам. Кстати, робот-журналист действительно способен обеспечить повышенное качество материала.

Например, в Narrative Science провели эксперимент, дав задание человеку и программе написать заметку по результатам футбольного матча. Журналист-человек оказался стажером и посчитал парочку важных фактов второстепенными. Тогда как программа справилась с заданием и акцентировала факты в порядке их важности, так, как написал бы опытный журналист с многолетним стажем. Но с развитием программы и ростом ее популярности она волей-неволей начнет теснить людей на рынке копирайта. Конечно, до этого момента пройдет еще минимум лет пять, так что время освоить новую профессию будет.

Попробовать себя в роли журналистов для компьютера оказалось мало, ему хочется большего. Например, побывать доктором. Думаете невозможно? А вот компьютер Watson так не считает. Конечно, Watson’у пришлось доказать свои знания и то, что он лучше людей умеет отвечать на вопросы. Для этого он играючи победил своих соперников-людей в телеигре. Попутно оказалось, что диагностирование заболеваний очень похоже на поиск ответов на вопросы телеигры Jeopardy.

При этом у Watson есть одно неоспоримое преимущество: он обладает неограниченной памятью и ничего не забывает. А значит, способен более качественно проанализировать симптомы больного. Как вам такой Доктор Хаус по Интернету? Ведь создатель Watson, компания IBM сейчас работает над тем, чтобы сделать доступными диагностические возможности своего продукта и обеспечить облачный сервис.

Типичный сюжет фантастического романа подразумевает тотальную роботизацию всей тяжелой, скучной и опасной работы. Людям остается лишь придаваться творчеству, духовному самосовершенствованию и созерцанию величия природы. Но что делать, если компьютеры займут и эту, последнюю, нишу?

internetua.com

Категории: Без рубрики