Как Twitter продавала своих и сколько ещё можно испытывать терпение пользователей?

Считать Twitter социальной сетью согласны не все, но по любым меркам это очень оживлённая интернет-площадка. Её население и количество ежесуточно отправляемых здесь сообщений соотносятся в пропорции примерно два к одному: 500 миллионов аккаунтов (планка, взятая в феврале) генерируют каждый день порядка четверти миллиардов твитов. Характеристика активности пользователей, конечно, грубая, но она перекликается с официальной цифрой, озвученной владельцами ресурса: костяк наиболее активных твиттерян состоит примерно из сотни миллионов человек.

Всё вместе это частично объясняет неожиданно острую реакцию интернет-публики на в общем-то негромкую новость. На днях выяснилось, что Twitter продала доступ к своему двухлетнему архиву третьей стороне. Куда, как вы думаете, деваются старые твиты? Пылятся на серверах, а месяц или год спустя удаляются? Так полагает наивное большинство, но оно ошибается. Twitter ничего и никогда не удаляет по собственной инициативе (за исключением редких случаев с цензурой). И, как ясно теперь, считает переписку твиттерян своей собственностью.

Право на доступ к полному двухлетнему архиву Twitter продала британской компании с говорящим названием Datasift (в буквальном переводе с английского «просеиватель данных»). Покупателю достались не только сами сообщения, но и масса сопутствующих сведений, указанных пользователями в профиле, а также собранных Twitter опосредованно за время работы. В свою очередь Datasift проведёт дополнительную обработку архива, определив социальные связи пользователей, половую принадлежность, место жительства, степень влияния на друзей и общественность, настроение отдельных сообщений и т.п. Результаты уже в апреле будут доступны через платный сервис Datasift Historics, с помощью которого выявлять тренды и зависимости в полупетабайтном архиве сможет каждый желающий.

Вообще созданная Datasift система заслуживает того, чтобы стать героиней отдельного рассказа. Её сравнивают с горно-обогатительным комбинатом: принимая на входе тысячи тонн цифровой «породы», она повышает информативность сырья, дополняя его полученными по ходу анализа полезными нетривиальными фактами.

Нынче подобные инструменты не редкость: можно вспомнить, например, фигурантов историй про оценку настроений или слежку за посетителями торговых центров. Но Datasift Historics по праву считается представителем нового поколения: объёмы социальных данных здесь беспрецедентно велики, а работать с ними клиенты могут через лаконичный и предельно простой программный интерфейс (строить свои аналитические конструкции поверх системы Datasift).

Пользователям социальных сетей стоит помнить шутливое правило: если вы не покупатель, значит, вы товар.

Кого может заинтересовать переписка твиттерян? О, наверное легче перечислить тех, кого она не интересует! Изучая полуфабрикаты от Datasift, производители могут объективно оценить популярность торговых марок и выявить факторы, влияющие на неё в ту и другую сторону. Торговые сети — увидеть реакцию публики на ту или иную маркетинговую кампанию, правильно выставить скидки на следующую распродажу, вскрыть невидимые глазу поведенческие паттерны покупателей. Инвесторы и спекулянты — построить новые торговые стратегии, задействовав недооценённый пока социальный индикатор.

И так далее, и так далее (посмотрите демонстрационные ролики и бесплатные дата-потоки на сайте Datasift, не пожалеете). По словам разработчиков Historics, в очередь на доступ к сервису уже записалась каждая пятая компания из списка Fortune 500.

Но давайте забудем на минуту о технологиях. Для Twitter, страдающей от отсутствия вменяемых бизнес-идей, открыть платный доступ к своему архиву — решение наверняка выгодное, но и очень смелое. До сих пор компания делилась полным архивом твитов только с Библиотекой Конгресса США, да и то на определённых условиях (шестимесячная задержка и пр.). Не исключено, что нежелание грубо наживаться на переписке пользователей проистекало из упоминавшегося выше заблуждения: твиттеряне предполагают, что их сообщения со временем стираются. Поэтому же Twitter не стала афишировать сделку с Datasift, как не рассказала и о другом похожем контракте: доступ к сообщениям месячной давности продан также американской компании Gnip.

Проследить за каждым шагом сетян, прочесть каждую написанную строчку, узнать о каждой прочитанной строке давно уже стало навязчивым желанием для интернет-бизнесов. Но сделка с Datasift рассматривается как переломный момент: бизнесам теперь хочется не просто наблюдать, им хочется залезть сетянину в голову, понять, о чём он думает, о чём мечтает, что планирует.

Ради достижения этой цели корпорации пускаются во все тяжкие: вспомните, как следили за пользователями браузера Safari, как тянут адресные книги с мобильных устройств авторы приложений, как Facebook перлюстрирует сообщения своих пользователей, работающих со смартфонов.

Глубокий анализ социальных архивов можно использовать и на благо общества — к примеру, для оценки и предсказания масштабов эпидемий. Но то ли у врачей плох PR, то ли это приносит меньше денег…

Список можно продолжать до бесконечности, но важно вот что: Twitter, в отличие от «классических» социальных сетей (Facebook и ей подобные), является более открытой структурой, изначально ориентированной не на частную переписку, а на общение с незнакомой публикой. Попросту, ваш твит могут прочесть все желающие. И это само по себе вроде бы должно было облегчить реакцию общественности на продажу двухгодичного твит-архива. Но — не облегчило: похоже, рядовому сетянину до чёртиков надоели попытки заработать на нём лишний бакс.

Авторы сотен критических публикаций рассматривают сделку Twitter с Datasift как ещё одно свидетельство беспринципности веб-предпринимателей, думающих только о собственной выгоде. Реакция получилась настолько острой, что никто не обратил внимания на нюансы контракта с Datasift: а ведь Twitter поставила условие не индексировать частную переписку и удалять из купленного архива те твиты, которые авторы решат удалить из своих твит-аккаунтов уже после покупки. Короче говоря, Twitter сделала всё от неё зависящее, чтобы сгладить недовольство сетян. Но не учла накала страстей в обществе.

Впрочем Twitter выкарабкается. А вот мелким разработчикам, столкнувшись с необходимостью собирать и анализировать данные о клиентуре, стоит семь раз подумать, прежде чем совать свою голову в пасть разъярённой интернет-общественности. Если что-то пойдёт не так (вспомните досадную ошибку создателей Path.com), потом можно и не отмыться.

Источник: i-business.ru

Категории: Бизнес