Apple: Изнанка успеха

Без Стива Джобса Apple не сумеет расти прежними колоссальными темпами. Со всех сторон наступают соперники, а компания не готова предложить на рынок очередное меняющее мир устройства. Очередное десятилетие компании не будет уже столь же солнечным, как и предыдущее. Невзирая все это, весьма вероятно, что рыночная капитализация Apple достигнет 1 триллиона долларов США.

В последнее время акции Apple ставят новые рекорды один за одним. Когда акции компании стали стоить более 600 долларов США, это стало абсолютным рекордом их курса за все времена. Рыночная капитализация (совокупная стоимость акций компании) достигла 500 миллиардов долларов США. Еще никогда в истории человечества рыночная капитализация технологической компании не достигала подобной высоты. Обозреватель ресурса Investopedia.com Райан Фурманн (Ryan C. Fuhrmann) полагает, что компании Apple не удастся и далее сохранять прежние высокие показатели роста.

Своим успехом Apple обязана Стиву Джобсу

Цена акций компании отражает состояние ее приоритетного направления деятельности за длительный период. Если судить по тому скачкообразному росту курса Apple, то никаких оснований ставить успех компании под сомнение нет.

В течение последних нескольких лет и продажи и денежные поступления компании росли ежегодно минимум на 35%. Если в 2002 году продажи составляли всего ~6 миллиардов долларов США, то за последние 12 месяцев они составили почти 128 миллиардов долларов США. Прибыль компании за этот период увеличилась с 65 миллионов до 33 миллиардов долларов США.

Если смотреть только на эти формальные показатели, то вывод очевиден, темпы роста Apple постоянно увеличиваются. За последние пять лет продажи росли ежегодно в среднем на 41%, а прибыль на 65%. Что касается будущего компании, то и здесь аналитики полны оптимизма. Они прогнозируют на ближайшие годы рост продаж на 45% (ежегодно), а денежных поступлений на целых 54%.

Немногим более десяти лет тому назад, компания изменила облик музыкальной индустрии, представив свой знаменитый плеер iPod, а также электронный музыкальный магазин iTunes. Спустя некоторое время Apple повторила свой успех, полностью преобразив мобильные телефоны и планшеты своими легендарными продуктами iPhone и iPad.

Причина успеха Apple кроется в том, что на самом деле пользователи не осознают своих желаний. Компания же создает такие продукты, которые позволяют эти мечты не только осознать, но и воплотить в жизнь.

Опыт миллионов пользователей показал, что подход Стива Джобса оказался верным. Напомним, что первым прорывом, меняющим облик мира, стал «Макинтош», появившийся без малого три десятилетия тому назад. Затем Стиву Джобсу пришлось покинуть Apple, но и вне своего детища он не терял времени даром и посвятил себя изменению облика мультипликации. Его студия Pixar снискала среди зрителей огромную популярность. Потом он снова вернулся в Apple и спустя несколько лет мир был приятно удивлен появлением iPod, в создании которого немалую роль сыграл гений великого Стива.

Непостоянство фортуны

Обратной стороной нынешней полосы успеха Apple являются те сложности, которые могут в будущем стать на пути триумфального шествия Яблочного Гиганта. Компанию постигла трагическая утрата. Apple лишилась своего выдающегося лидера и больше нет уверенности в том, что она сохранит свою способность выпускать устройства, меняющие правила игры и облик мира.

Технологии меняются стремительно, а конкуренты осаждают Яблочную Крепость со всех сторон. На то, что компания сумеет и дальше лидировать во всех сегментах, в которых она доминирует сегодня, не так уж много надежд.

В музыкальной индустрии потоковое вещание и модель «музыка по подписке» постепенно вытесняет традиционный подход, при котором пользователю приходится отдельно платить за каждую песню или альбом. Например, Pandora занимается популяризацией новой модели, которая состоит в предоставлении музыкального контента на условиях небольшой годовой абонплаты.

Более того, те пользователи, которым не мешает реклама, могут наслаждаться музыкой совершенно бесплатно. Этот же подход может принимать и другие формы. Например, пользователь сам формирует библиотеку своей музыки и получает к ней доступ за месячную абонплату или получает ее бесплатно, но в сопровождении рекламы.

На мобильном рынке позиции Samsung растут очень быстро. В свое время лидерами этого рынка были Motorola и Nokia. Более того, их господство казалось непоколебимым, но Apple заставила их потесниться. Сейчас былые лидеры готовятся к реваншу.

Мобильное подразделение Motorola сейчас оказалось в руках Google, компании, которая напрямую конкурирует с iOS своей мобильной платформой Android. Nokia привыкла контролировать почти половину мирового рынка мобильных телефонов, но сейчас уступает под натиском Apple и Samsung.

Если на первых порах iPad не имел себе равных на рынке планшетных устройств, то сейчас у него появились достойные конкуренты, предлагаемые компаниями Samsung, Barnes & Noble, Sony и Amazon. Сегмент персональных компьютеров сжимается под планшетным натиском и, как следствие, нарастает конкурентная борьба за господство на рынке ноутбуков. А из этого следует, что и на этом поле компании Apple будет непросто сохранять свои позиции.

Выводы Райана Фурманна: смесь пессимизма и оптимизма

В прошедшее десятилетие наблюдался стремительный рост компании Apple. Маловероятно, что в последующие десять лет темпы роста сохранятся. При этом в некоторой степени возможно, что Apple удвоит свою рыночную капитализацию. Если верны слухи, то в ближайшее время компания в корне изменит облик телевизионного рынка. Если нынешние темпы роста сохранятся, что есть значительный шанс на то, что ее рыночная капитализация в конечном итоге достигнет заманчивой цифры в 1 триллион долларов США. Далеко не каждая компания может похвастаться тем, что даже пессимистические обзоры заканчиваются такими выводами.

В любом случае, на фондовом рынке всегда идет движение. Курс акций той или иной компании может значительно измениться в любом направлении. Поэтому инвесторы принимают решения исключительно на свой страх и риск.

Источник: appleinsider.ru

Категории: Бизнес