Что такое «консьюмеризация IT»?

Термином «консьюмеризация IT» до недавнего времени можно было удивить даже профессионалов, работающих в сфере информационных технологий. Стоит ли удивляться, что большинство простых людей о нем и не слышало? Однако же, как раз многие «простые люди» ежедневно занимаются именно тем, что «консьюмеризируют» информационные технологии.

«Консьюмеризация IT» — это процесс, при котором сотрудникам компании позволяется использовать устройства потребительского класса для выполнения бизнес-задач. Чаще всего под такими устройствами подразумеваются смартфоны, планшетные компьютеры, личные ноутбуки и домашние компьютеры. В компании, отдающей должное всем плюсам консьюмеризации, сотрудники могут сами выбирать где, как и с помощью каких устройств и программ им работать. Грань между личной жизнью и работой стирается, так как люди используют одни и те же устройства.

Простейший пример использования личных устройств в рабочих целях — проверка корпоративной электронной почты с помощью смартфона или планшетного компьютера, будучи при этом вне офиса. Это то, что большинство читающих эти строки людей наверняка делало хотя бы однажды. А очень многие поступают так каждый день ведь это удобно, повышает производительность труда, а в некоторых случаях серьезно экономит время.

При этом надо отметить, что консьюмеризация IT происходит вне зависимости от готовности к ней IT-отделов компаний и вне зависимости от того, есть ли вообще в компании IT-отдел. Пользователи просто хотят выполнять рабочие задачи на устройствах, которые для этого не предназначены. Если компания предоставляет, например, возможность в случае острой необходимости работать из дома, это становится конкурентным преимуществом при найме новых сотрудников и удержании текущих. Интересно также, что консьюмеризация IT благожелательно воспринимается и IT-профессионалами: согласно результатам исследования Forrester Research, 83 процента сотрудников IT-отделов поддерживают более активное использование в работе компании устройств потребительского класса.

Однако при этом возникает острое противоречие между комфортом сотрудника как пользователя, с одной стороны, и коммерческой целесообразностью и даже необходимостью защиты IT-инфраструктуры предприятия, с другой. Необходимо обеспечивать баланс между безопасностью и удобством, и именно этим сегодня приходится заниматься IT-специалистам и владельцам бизнеса. При этом также нельзя забывать про совместимость с уже работающими системами и управляемость технологиями. Отдавать этот процесс на самотек ни в коем случае нельзя.

При рассмотрении проблемы внедрения потребительских устройств в электронную систему предприятия, как правило, бывает необходимо пройти пять шагов. Во-первых, нужно обратиться к пользователям и понять, что и почему они делают с помощью личных гаджетов, какова их мотивация и какие проблемы это ставит перед IT-специалистами. Во-вторых, нужно проверить, безопасно ли будет обеспечить им доступ к сети предприятия с посторонних устройств и как наладить управление их ноутбуками, смартфонами и приложениями. В-третьих, нужно определиться с технологиями, которые придется использовать — будет ли это виртуализация рабочих станций или, например, создание «облачных» сервисов? А может быть — комбинация из разных решений.

В-четвертых, следует продумать политику доступа для разных отделов и групп пользователей, даже если они, как, например, в случае с малым бизнесом, состоят из 1-2 человек. Что нужно менеджерам, не нужно секретарю и бухгалтеру. В-пятых, необходимо провести этап тестирования, на котором нововведение проверяется на небольшой группе пользователей — от нескольких человек в маленькой фирме до нескольких десятков на большом предприятии. С их помощью нужно испытать работоспособность технологий и убедиться в том, что все работает так, как должно.

Конкретные технологии могут быть разными, ведь консьюмеризация IT — растущий тренд, и все большее количество производителей уделяют ему повышенное внимание. У Microsoft, например, есть масса решений, предназначенных для удовлетворения нужд тех, кто задумался о консьюмеризации своих IT-систем.

Windows Optimized Desktop, к примеру, позволяет осуществлять виртуализацию на уровне рабочих станций. Неважно, где находится человек — в своем офисе в центре Москвы или дома на окраине города (а может быть и вовсе в командировке), он всегда сможет загрузить свой виртуальный компьютер на домашней машине или ноутбуке.

Более простым решением будет виртуализировать лишь определенные приложения, что особенно полезно в тех случаях, когда у фирмы нет желания или возможности устанавливать специальные программы на все компьютеры пользователя. Для этого у Microsoft есть решение под названием App-V.

Ну и, разумеется, есть у компании поддержка и простейшего случая виртуализации — удаленной работы с электронной почтой на мобильных устройствах — через Exchange ActiveSync, протоколом синхронизации Microsoft Exchange Server, оптимизированным для работы в сетях с высоким уровнем задержки и низкой пропускной способностью (чаще всего — сетях мобильной связи). Протокол в состоянии даже позаботиться об удаленном стирании информации на смартфоне пользователя — в том случае, если произошла кража устройства или сотрудник был уволен.

В общем и целом, несмотря на то, что термин «консьюмеризация IT» пока еще не так привычен, правильная реализация его на практике уже сейчас требует пристального внимания профессионалов и использования верных решений.

Хорошо, что первое уже можно получить, а второе — уже разработано.

Источник: lenta.ru

Категории: Бизнес