Хочешь узнать, как изменится интернет?

Моей бабушке больше 80 лет. Ей всегда интересно, как дела у детей, внуков, правнука, бывших учеников и старых знакомых, важно знать все новости и быть в курсе событий. Да, раньше все мы часто приходили к ней в гости. Но со временем кто-то переехал, у кого-то много работы, появились семьи, и часто навещать бабушку, чтобы поделиться с ней всеми новостями, стало трудно. Она отказалась мириться с таким положением дел и стала активным пользователем интернета.

Это нередкая история. Наши пожилые родственники в какой-то момент понимают, что единственный способ оставаться в курсе жизни детей, внуков и правнуков, разъехавшихся по миру или просто очень занятых, – это приобщиться к технологиям. Разумеется, им это дается непросто, ведь с возрастом осваивать новые явления и системы становится сложнее, чему есть и неврологические и психологические причины.

Возможна ли сеть для пожилых?

Конечно, сразу нашлись люди, которые задались целью сделать интернет проще и доступнее для бабушек и дедушек. Первое, что приходит в голову, – социальная сеть для пожилых. Но эта идея обречена на провал.

Бабушки и дедушки не хотят в цифровой дом престарелых, они хотят быть там же, где их дети и внуки, а значит, им приходится осваивать «Одноклассники», «ВКонтакте», Facebook и Twitter.

Скоро должен запуститься проект под кодовым названием «17 Million Grandmas On Facebook», который обещает создать простой и понятный интерфейс для пользования фейсбуком. Пока его нет, наблюдение за тем, как пожилой, не имеющий компьютерного опыта человек пытается освоить базовые и интуитивно понятные для нас, «опытных пользователей», электронные сервисы, – бесценный кладезь информации об истинном устройстве привычных нам интерфейсов и систем.

Сам факт интуитивности того или иного интерфейса субъективен. Для молодых людей, «родившихся с компьютером», или для опытных пользователей, прошедших с индустрией весь путь от первых GUI-систем до Mountain Lion, на освоение новых программ и сайтов уходит очень мало времени, ведь новые решения логично следуют общей парадигме устройства программ и онлайн-сервисов. У пожилых людей этой парадигмы нет.

Простой пример: мы привыкли к тому, что электронные сервисы используют метафоры. «Рабочий стол», «папки», «окна» – когда-то они были действительно похожи на свои прообразы из реального мира, но сейчас работают абсолютно не так, как можно ожидать, если смотреть только на название.

Один пожилой человек, например, буквально воспринимает понятие «электронная почта», считая ее полным аналогом обычной, но только в интернете. Поэтому дома он использует один адрес, но в гостях у сына пользуется другим, так как почтовый адрес должен соответствовать месту нахождения. Логично, правда?

Мы по-прежнему пытаемся уподобить новые сервисы объектам из «старого», реального мира: YouTube – это как бы новый телевизор, Instagram – как бы новый «полароид», Yelp – вроде «желтых страниц», Twitter, Foursquare, Path… всё, аналогии кончились.

И чем дальше, тем сложнее их будет придумывать. Пока основная аудитория – люди, жившие до «эпохи интернета», для продвижения новых сервисов мы будем проводить аналогии. Иначе как объяснить, о чем вообще речь? Но следующему поколению это не потребуется. Их эппы не будут нуждаться в реальном аналоге, их будут рекламировать в лучшем случае как «YouTube для Twitter» (это Vine, да).

Помимо этого, нам очевидна, например, вложенность компьютерных систем – мы можем не разбираться в деталях, но понимаем, что запускаем операционную систему на компьютере, программу-браузер в операционной системе, открываем сайт-поисковик в этом браузере с помощью адресной строки и в соответствующее поле на странице поисковика вводим некий запрос.

Пожилой человек вводит запрос «в компьютер». Он может верно ответить на вопрос, чем он ищет, – «Яндексом», но, по сути, не видит разницы между всеми уровнями этой системы, так же как абзацем выше я проигнорировал кучу уровней между «железом» и операционной системой, понятных любому компьютерщику.

Но чем дальше, тем реальная сложность систем будет выше, и тем сложнее будет ее понимание обычному юзеру. То есть нынешние непродвинутые пользователи из старшего поколения показывают нам, как мы сами будем воспринимать технологии по мере их развития. Грань между разными слоями уже стирается: возьмите компьютеры на ChromeOS или телефоны с Facebook Home. Где там что, уже совсем неясно. Ясно главное – этот компьютер или телефон может решить вашу задачу, то есть, например, найти нужную информацию.

Закрытость надежней открытости

Из этого можно сделать и более конкретный вывод: о проигрыше более «открытых» систем более «закрытым». То есть с «Андроидом», конечно, ничего плохого не случится. Но, исходя из этой теории, можно ожидать, что голая, прозрачная версия, которая дает доступ к файлам, ручным настройкам и т.п., останется только для программистов, а обычные пользователи будут работать либо с проприетарными системами типа iOS, либо со сборками «Андроида» или надстройками на нем (как, например, в Kindle). У пользователя отберут лишние возможности, которые его могут отвлечь и запутать.

Здесь уместно задуматься о том, не окажется ли через 15–20 лет каждый, кто не может сам программировать или хотя бы не умеет работать с консольными командами, в том же положении, в котором сейчас находятся пенсионеры.

Это будет положение пользователя, ограниченного стандартными сценариями и способного решать новые задачи только покупкой программных решений от производителя своего устройства (но это тема для отдельной статьи, которую, в общем, уже написал на Colta Михаил Куртов).

Вот другой пример модели поведения неопытных взрослых пользователей, которая постепенно распространяется на большинство вообще: почти все пожилые люди пользуются навигационными запросами в поисковиках. Это когда вы вбиваете в Google не «сайт, где можно найти друзей», а «ввв вконтакте ру», то есть не ищете информацию, а просто пытаетесь попасть на какую-то конкретную страницу.

Пожилой пользователь не может так легко разобраться в хитросплетениях транскрипции: нужно ли писать www, где ставить точки, что такое доменная зона и так далее. Он хочет попасть на нужный сайт. Даже когда он ищет ответ на какой-то вопрос, он не пользуется языком запросов, не отличает органическую выдачу от рекламной и в итоге будет попадать туда, куда его направит умелая рука поисковых оптимизаторов и маркетинговой службы самого поисковика. Не зря Google давно уже объединил адресную строку Chrome с поисковой строкой своей системы: это отвечает реальному поведению пользователей, но и дает гораздо больше контроля над тем, как и куда он попадает.

Больше доверия

Наблюдая, как пожилые люди пользуются сетью, я обратил внимание еще на ряд особенностей, которые можно объединить под названием «некритическое отношение к информации». В широком смысле это вера любому электронно-печатному слову, при том что надежность его, как известно, невысока.

Пожилые люди ужасаются броским заголовкам трафикообменных систем типа «Галкин убил Пугачеву!» (своей новой прической, конечно, что же вы за сердце схватились?), верят баннеру «Вы наш миллионный посетитель и выиграли приз» и не кликают на него только потому, что боятся, что не смогут правильно оформить заявку на его получение. Это происходит не от глупости, разумеется, а от того, что человек не способен критически оценивать информацию, если она идет из того же источника, которому он в принципе доверяет, если она выглядит правдоподобно и ее очень, очень много.

И этот тренд тоже можно видеть спускающимся к широкой, молодой аудитории: привычка доверять соцсетям, невнимательность к тому, опубликован ли цитируемый текст на Lenta.ru или на сайте «Экспресс-газеты». Огромный поток постов приводит к тому, что люди, в разумности которых вы уверены, публикуют перепост новости о том, что Онищенко запретил котов в России, не задумываясь ни на секунду.

«Свой» интернет

Последнее наблюдение, о котором хочется сказать, оказалось несколько парадоксальным: как раз сейчас в западной прессе идет активная дискуссия по поводу «me me me generation» – нового поколения юных нарциссов, которое наблюдают западные социологи.

Лично я никогда не наблюдал более эгоцентричного пользователя сети, чем бабушка: она подсознательно уверена, что вся информация, попадающая на экран ее собственного компьютера, адресована лично ей.

Случайно увидев в твиттере неизвестного ей пользователя что-то против Навального, она очень возмутилась: «Как они могут мне такое писать?! Как им не стыдно!?»

И дело не в том, что бабушка не совсем понимает, как устроен Твиттер. Она привыкла, что все сервисы для нее персонализированы – лента новостей «ВКонтакте», «Одноклассников» и Фейсбука, главная страница «Яндекса», стартовая страница браузера с ее любимыми сайтами, сайт «Эха Москвы» (он не персонализирован технически, просто бабушка – его 100%-ная ЦА, и ей интересно все, что там пишут). Для нее наличие «чужого» интернета с неправильными мнениями – большой удар.

Предположу, что это тоже тенденция, которая будет распространяться на все большее число пользователей: алгоритмы персонализации улучшаются, читать и смотреть только то, что подходит тебе, гораздо быстрее и удобнее, чем фильтровать тонны контента в поисках интересного. Но вместе с этим пользователь теряет возможность найти нечто принципиально новое, познакомиться с людьми не из своего круга, узнать мнение, не разделяемое его друзьями, окунуться в область, к которой он никогда не имел отношения.

Описанные характеристики поведения пожилых людей, которые уже скоро станут, возможно, не маргинальными, а, наоборот, типичными для среднего пользователя сети, могут напугать. Да, большинство всегда и во все времена готово променять свободу исследования на удобство. Те ограничения, которые на себя накладывают пенсионеры в интернете просто потому, что не умеют пользоваться сетью иначе, младшие поколения могут выбрать сознательно, чтобы облегчить свой быт. И то, что сейчас создается как «безопасный браузер» для пожилых (или для детей), может в итоге просто заменить для большинства небезопасный и сложный браузер без ограничений.

Источник: slon.ru

Категории: Соц.сети