Чтобы взойти на олимп мирового рынка высоких технологий, нужны года и десятилетия, однако для падения с него может хватить и года. «proIT» представила анти-хитпарад «фейлов» 2013 года в области hi-tech.
1. ПК уходит в прошлое
Аналитики ухудшили свои прогнозы падения рынка ПК в 2013-2014, отмечая смещение потребительского интереса к планшетам и ультрамобильным устройствам. В частности, специалисты Gartner считают, что по итогам 2013 на мировой рынок будет поставлено 305,2 млн. ноутбуков и десктопов, что на 10 млн. меньше более раннего прогноза, в 2014 ожидается падение не до 302 млн. шт., а до 289 млн.
Если наметившиеся тенденции сохранятся, в ближайшие год-два окончательно сформируется новый уклад пользовательский предпочтений, который уже успели окрестить «эпохой пост-ПК». Согласно прогнозам, «вымирание» домашнего ПК вызовет масштабную и длительную цепную реакцию, которая затронет не только производителей ПО и «железа», но также повлияет на рынок онлайн-рекламы, скорректирует бизнес-модели стартапов и даже изменит внешний облик онлайн-сервисов.
Итог этих процессов плохо поддаётся осмыслению — персональный компьютер, более 30 лет служивший тем «китом», на котором держался мировой ИТ-рынок, сейчас уходит в очень узкую нишу, оставляя без заработка десятки крупнейших hi-tech корпораций.
2. Коллапс BlackBerry
Во времена формирования рынка смартфонов безусловным лидером была компания RIM, выпускавшя продукты под ТМ BlackBerry. Но за пять последних лет капитализация BlackBerry обвалилась с $84 млрд в 2008 до $3,8 млрд, т.е. больше, чем в 20 раз. На фоне стремительного падения в финансовую пропасть канадская компания объявила в сентябре 2013 о продаже 100% своих акций инвестиционному консорциуму Fairfax Financial Holdings. Сумма сделки оценивается в $4,7 млрд.
Несмотря на то, что стоимость акций BlackBerry заметно выросли на фоне объявления о продаже, ее шансы на рынке мобильных устройств весьма призрачны, учитывая коллапс экосистемы, текучку инженеров и менеджмента и нынешнюю рыночную долю в 1—2%. Фактически у компании остается только один путь ― на свалку истории.
3. Доведение Nokia до банкротства
В сентябре 2013 Nokia продала Microsoft свое подразделение Devices & Services за примерно $5 млрд. Еще $2,17 млрд финская компания выручила за продажу пожизненной лицензии на патентное портфолио Nokia и 4-летнюю лицензию на карты HERE.
Для Nokia эта сделка оказалась спасительной на фоне колоссального затяжного падения рыночной капитализации ― с $59,3 млрд. в 2009 до $14,8 млрд. в начале сентября 2013. После покупки акции Nokia подорожали в два раза, увеличив капитализацию компании до $29,1 млрд на сегодняшний день. Сторонники теории заговора должны испытать чувство глубокого удовлетворения: судя по всему, основной целью Стивена Элопа на посту главы Nokia действительно был обвал рыночной капитализации компании. С этой задачей он справился блестяще.
4. «Всевидящее око» стало частью нашей реальности
В начале июня 2013 года Эдвадр Сноуден, технический наёмник Агентства национальной безопасности США передал газетам The Guardian и The Washington Post секретную информацию о глобальной слежке американских спецслужб за электронными коммуникациями, включая сведения о проекте Prism, а также X-Keyscore и Tempora. Согласно обнародованным сведениям, в программе Prism принимают участие такие корпорации, как Microsoft (Hotmail), Google (Google Mail), Yahoo!, Facebook, YouTube, Skype, AOL, Apple и Paltalk.
Появление Prism нельзя рассматривать как провал отдельной технологии. Это конец целой эпохи интернета, как свободного «всемирного информатория» о котором писали фантасты, и крах иллюзий человечества о свободном обмене данными. Последние десятилетия технологии несли исключительно созидательную миссию, помогая человеку достигать новых высот. Prism ― обратная сторона технологий, которые также могут выступать «строительными кирпичами» цифрового империализма.
5. Тяжелые времена Microsoft
Признание Тэми Реллер, руководителя маркетинга и финдиректора направления Windows в Microsoft, что «у пользователей возникают реальные трудности при адаптации (в работе с ОС Windows 8 ― прим. авт.)» и реальное положение дел с продвижением этой ОС на мировой рынок, по мнению Financial Times, фактически является беспрецедентным провалом нового продукта софтверного гиганта.
Второй мощный удар за год по своей репутации Microsoft получил после списания $900 млн. в IV квартале 2012-2013 финансового года из-за низких продаж планшета Surface RT под управлением Windows RT. Неудачная попытка корпорации запрыгнуть на подножку поезда, увозящего ключевых конкурентов в страну планшетов, влетела Microsoft в копеечку и заставила компанию демпинговать, чтобы избавиться от неликвидных излишков.
Но куда более красноречивее о системности технологических провалов Microsoft говорит натуральное бегство бессменного главного исполнительного директора корпорации Стива Балмера. Под прикрытием «ухода на пенсию», по мнению коллег по цеху и биржевиков, Балмер решил не упустить последний шанс унести ноги с тонущего корабля, избежав при этом ответственности за его гибель и сохранив личный капитал.
6. Ubuntu-смартфон умер не родившись
Идеолог создания первого смартфона на базе операционной системы Ubuntu компания Canonical не смогла собрать достаточно средств на производство и выпуск устройства Edge. Средства на аппарат собирались через краудфандинговую платформу Indiegogo. Из необходимых $32 млн. было собрано лишь $12,8.
При заявленной стоимости устройства $695, предполагалось, что подключаемый к монитору смартфон сможет заменить собой традиционный компьютер. Устройство хотели оснастить «многоядерным» процессором, 4,5-дюймовым экраном, 4 ГБ оперативной памяти и встроенным хранилищем на128 ГБ. Кроме того, в Edge планировали обеспечить возможность загрузки как Ubuntu, так и Android.
Преимущества смартфона на ОС Ubuntu заключаются в практически полном отсутствии каких-либо отчислений с продажи каждого устройства за использование операционной системы, сервисов и приложений, как в случае с Google и Microsoft. Кроме того, создатели божились, что их детище не будет шпионить за привычками пользователя, отправлять досье разработчикам, параллельно сливая информацию в АНБ. Таким образом, предпосылок к появлению альтернативных платформ пока нет, а значит рынок смартфонов остается в руках «акул бизнеса».
7. Фиаско Apple на ниве дешевых смартфонов
Нетипичный для имиджа Apple, как производителя техники в премиальном ценовом сегменте, ход на покорение ниши low cost продемонстрировал серьезный просчет топ-менеджмента «яблочной» компании. Долгожданный iPhone 5C, поступивший в продажу 18 сентября 2013, разочаровал рынок своей далеко небюджетной ценой ― $549 в рознице в США. Это в то время, когда аналитики предрекали стоимость устройства до $350.
Первыми жертвами просчета Apple стали даже не покупатели, а два тайваньских партнера — Pegatron Corp. и Hon Hai (Foxconn). Менеджмент из Купертино значительно сократил объем заказов на сборку 5С. Затем зароптали мобильные операторы — Orange SA и China Mobile объявили о низком спросе и снизили цену на устройство в контрактном пакете, аналогичным образом поступили и розничные сети Wal-Mart Stores Inc. Как отметил Раджив Чанд, управляющий директор инвестиционного банка Rutberg & Co: «Мне кажется, что на 5C есть спрос, но далеко не в тех объемах, как ожидалось».