Человек человеку – бот, фолловер и брат

Не знаю, насколько часто других людей принимают за роботов, но мне, активному пользователю Интернета, включая социальные сети, нередко приходится доказывать, что я – человек. Обычно системный администратор того или иного портала или веб-сервиса ни с того ни с сего (как мне кажется) направляет мне требование воспроизвести те или иные сочетания цифр и букв. Собственно говоря, это одна из форм теста Тьюринга, применяемая для различия машины и человека путем демонстрации особым образом графически обработанного текста.

Должен сказать, что я не всегда с первого раза справляюсь с этим заданием. Но поскольку признаться самому себе, что во мне имеются характерные для робота черты, по меньшей мере стремно, я терпеливо повторяю затейливые сочетания проверочных символов. Ведь не случайно же именно меня выбрали для проведения проверочного мероприятия…

И здесь естественны вопросы: а сколько таких роботов, или, как их еще называют применительно к Интернету, ботов в Сети и зачем они там обживаются? Чтобы ответить на них, надо понять, зачем люди идут в социальные сети. Для меня этоти вопросы актуальны, хотя я тоже пользователь нескольких подобных сетей. Оценивая своих так называемых сетевых друзей, я начал понимать их движущие мотивы. В принципе они стары, как мир.

С одной стороны, человек – существо социальное. Ему привычно пребывать среди себе подобных и общаться с другими. И если раньше для этого надо было идти в кафе (трактир, ресторан, церковь), то теперь этим можно заниматься не отрываясь от стула. Клуб по интересам очень легко организовать в Интернете: например, любителей пива, танцев, «клубнички», ретроавто или клуб одиноких сердец.

С другой стороны, человеку присуще тщеславие. Ему хочется, чтобы его мысли читали, а то и комментировали, и чем больше комментариев, тем более социально значимым он себя чувствует. Чего греха таить, именно самовыражение является одной из самых насущных потребностей человека. Социальные сети стали своего рода интернет-пристанищем, где каждый может найти техническую и социальную базу для создания своего виртуального Я. Понятно, что при этом каждый пользователь получил возможность не просто общаться и творить, но и делиться плодами своего творчества с многомиллионной аудиторией той или иной социальной сети.

Конечно, имеет место и чисто утилитарный подход, связанный с рекламой, будь то событие или вещь. Размещение подобной информации в Twitter или в Facebook при наличии достаточно большого количества «друзей» (фолловеров) иногда оказывается выгоднее, чем платное размещение рекламы. И не нужно забывать политиков. Ведь социальные сети – это своего рода гайд-парки, куда можно вбрасывать любые идеи. Но всегда остается вопрос: а кто на другом конце «провода»? Найти подходящего собеседника не так уж и сложно. Весь вопрос в том, живой он человек или бот.

Грубо говоря, боты – это программы, предназначенные для выполнения работы, однообразной и повторяемой, с максимально возможной скоростью. Ясно, что боты находят также применение в условиях, когда требуется лучшая реакция по сравнению с возможностями человека (например, игровые боты, боты для интернет-аукционов и других операций купли-продажи.). В этом плане бот может повысить просмотр каких-либо веб-страниц. Поэтому, чтобы привлечь рекламодателей для интернет-издания, надо просто заключить договор с ботовладельцем, а затем демонстрировать рекламным и PR-компаниям частоту заходов на сайт. Точно так же боты используются для организации сетевых атак. Другими словами, боты становятся настоящими диверсантами, способными вывести из строя целые компьютерные системы отдельных фирм и госучреждений.

Но бот может имитировать человека. Имеются боты для чатов, и они могут дать достаточно адекватный ответ на вопрос, сформулированный на русском языке или любом другом, работа с которым поддерживается. Ладно, когда бот дурачит наивных девушек, находящихся в поиске, или не менее наивных мужчин во цвете лет и рассылает в массовом порядке заложенные в него любовные письма. Но спам-бот может применяться для распространения в Сети определенной информации, и не только рекламной, но и политической. И ты никогда не обнаружишь того, кто за ней стоит на самом деле. То ли это бот, то ли новая версия политборцов с тем или иным общественным явлением.

В этом смысле интерес к Интернету, проявляемый различными политическими силами и государством, вполне понятен, потому что при определенных условиях через боты можно проводить акции влияния. А зная характер и круг интересов людей, населяющих Сеть, эти акции влияния будут носить все более целенаправленный характер. Не случайно, что боты используются для сбора сведений о конкретных лицах или группе лиц, а судебные приставы уже сейчас вовсю используют социальные сети, чтобы найти неплательщиков или получить сведения об их имуществе. Но ведь понятно, что не сам пристав сидит за компьютером и отлавливает своих клиентов. За него это делают специальные программы или боты.

Мир стал сложнее, и подходить к нему с мерками доинтернетовской эпохи становится просто опасно.

Источник: subscribe.ru

Категории: Статьи