Как традиционные медиа могут заработать в интернете

Консерваторы от медиа бьют тревогу и винят в своих бедах интернет: читатели и рекламодатели бумажных СМИ уходят в онлайн, количество книжных и музыкальных магазинов сокращается, продажи DVD и CD падают. Даже телевидение столкнулось с нуждой бороться за зрителя и рекламодателя. Впрочем, пессимисты могут повременить с апокалипсисом медиакомпаний – в интернете они могут неплохо заработать, пишет Economist. Главное – знать, куда податься.

Бум онлайн-сервисов (streaming services)

Компания eMarketer подсчитала, что американцы стали тратить больше времени на онлайн-сервисы и цифровые медиа, чем на просмотр телевидения. Стриминг-сервисы вроде Netflix (просмотр фильмов и телевидения онлайн) и Spotify (музыка онлайн), предоставляющие безлимитный доступ к своему контенту за небольшую месячную плату, произвели бум среди населения. Аналитики Pricewaterhouse Coopers (PWC) прогнозируют, что в ближайшие пять лет доходы онлайн-медиа вырастут на 13%. Уже в 2012 году показала рост отрасль онлайн-музыки – ее доходы выросли на 0,2%. Это при том, что все напропалую качают музыку из интернета. Сегмент онлайн-радио также оказался крайне популярным – рынок онлайн-радиосервисов оценивается в $1 млрд.

Как на этом зарабатывают традиционные медиакомпании? «Стриминг – это отличный бизнес, который в конечном счете станет действительно большим бизнесом», – предрекает Трой Картер, менеджер Леди Гага. Уже сегодня Netflix, Hulu и Amazon помогают медиа-, теле- и кинокомпаниям увеличить выручку, выкупая у них права на предоставление контента онлайн, – на это они тратят около $3 млрд. К примеру, одну треть прошлогодней выручки американской медиакомпании CBS обеспечили как раз продажи лицензий стриминговым компаниям. При этом за счет предложения дешевого, легального и удобного способа прослушивания музыки, просмотра фильма или шоу решается и проблема пиратства.

Традиционные vs. цифровые медиа

Если в 2008 году около девяти десятых средств покупателей доставалось традиционным медиа – производителям CD, DVD и бумажным СМИ, то к 2017 году половину этих доходов будут отгребать себе цифровые медиа. И вот тут стоит традиционным медиа задуматься, как удержать деньги покупателей.

Взять, к примеру, электронные книги. По данным PWC, их доля на мировом рынке выросла в этом году на 14%, в США – даже на 30%. А через три года на электронные книги будет приходиться около 40% продаж, прогнозируют аналитики. Издатели ликуют – прибыль выше, в то время как затраты на печать, дистрибуцию и хранение сокращаются.

Традиционные СМИ тоже пытаются не отставать и, как могут, развивают онлайн-сервисы. Удачный пример – газета New York Times, которая уже имеет 700 тысяч подписчиков онлайн-версии издания. Впрочем, таких везунчиков не так и много. В целом американские газеты заработали в прошлом году $3 млрд, из которых лишь пока 10% приходится на новые медиа.

Журналисты становятся беднее, писатели – богаче

Как же влияет интернет на рынок труда в сфере медиа? Журналисты пишут больше статей за меньшее вознаграждение. Музыканты жалуются, что стриминг-сервисы им мало платят. Зато у писателей все отлично. Роялти за электронную версию романа составляет около 25% от чистой выручки, в то время как от бумажной версии – около 16%. Да и карьеру тут сделать можно быстрее. Э.Л. Джеймс прежде прославилась благодаря онлайн-публикации своего скандального романа «50 оттенков серого», который затем издали в бумаге. Так что даже на персонале медиакомпании могут неплохо сэкономить.

Источник: slon.ru

Категории: Аналитика